Найти в Дзене
Александр Шадов

Система современной русской литературы

Оглавление

Все мы отлично знаем, что русская литература находится в величайшем упадке, но многим не понятны его причины. Современные авторы и издательства пытаются убедить нас в том, что никакого упадка нет, а утверждающие обратное ничего не понимают в современной литературе. Впрочем, нужно быть идиотом, чтобы поставить Толкиена в один ряд с Перумовым, Стивена Кинга с Донцовой, Роулинг с Емцем, а Паланика с террористом Прилепиным. Русские проигрывают этот авторский бой и в популярной, и в элитарной литературе. Но дело не в том, что в нашей стране нет хороших писателей, поэтов и сценаристов. Они есть. Я многих знаю лично. Но всех их объединяет одно: никто из них не смог прославиться в современной системе литературы.

Я полагаю, что проблемы в нашей стране связанны не столько с недостатком талантов, сколько с устройством литературной системы, что мы и попробуем разобрать в этой статье.

-2

Портрет автора

Для начала нам нужно составить портрет доминирующего в современной русской литературе автора. Дело в том, что известные авторы принимают участие в оценивании всех важных конкурсов и фестивалей, нередко работают редакторами, подготавливают новые «писательские кадры» и играют значительную роль в литературной системе. Если известный автор «испорченный», то и вся система с необходимостью будет испорчена, ведь литература — это иерархическое сообщество. В хорошей литературной системе должно быть довольно много портретов известных авторов и, как следствие, большое количество одинаково мощных подсистем. Современная русская литература может похвастаться четырьмя доминирующими портретами: подражатели классики, подростковые авторы, советские агитаторы иплагиаторы запада.

Подражатели классики — это не творцы, а абсолютные плагиаторы. Они требуют от себя и от остальных писать по канонам мастеров прошлого, на темы мастеров прошлого, используя приемы мастеров прошлого. Их можно назвать чистейшими консерваторами. Но какой от них толк в искусстве? Если я захочу прочитать хорошую классику, то нырну в бездну произведений прошлого. Зачем мне знакомиться с нетворческими попытками умножения одних и тех же сущностей? Насколько уместен консерватизм, когда речь идет о творчестве? Как по мне, совсем не уместен. Закостеневшие подражатели — крайне вредны для литературы, особенно если они добиваются успеха. Перечислять их всех нет смысла, потому что каждый второй член Союза Писателей является обладателем данного портрета.

Подростковые авторы — это бизнесмены в сфере творчества. Они обрабатывают по преимуществу молодую аудиторию, затрагивая простейшие темы, интересующие прежде всего подростков: любовь, отношения, страсть, секс, бытовые страдания, предательство, мемы, феминизм и прочие модные у молодежи концепты. Полярный, Полозкова, Ес Соя, Астахова, Данилова, Арчет, Ананасова, Птицами— список подростковых поэтов и писателей крайне велик. Они работают по схеме популярной культуры. И совершенно не растут как авторы. Их цель — сохранить подростковость своих творений, чтобы промывать мозги новым и новым молодым людям, которые в итоге на всю жизнь останутся их читателями и слушателями (собственно, так и работает популярная культура).

Советские агитаторы — это остатки искусственно созданных государством группировок, которые по какой-то неведомой причине считают себя творцами. Занимаются они преимущественно пропагандой, но иногда доходит и до терроризма. Эти авторы спекулируют на национальности. Русский — это звучит гордо, русские — избранный народ, русские — великая нация (сразу же вспоминается национал-социализм, победой над которым так гордятся эти писаки). Также все эти авторы поголовно преследуют великую цель возрождения Советского Союза. Здесь у нас появляются и советские десантники на Марсе, и герои войны на Донбассе и прочие чудесные создания, которые разве что только убийствами и жестокостью могут похвастаться. Именно эти писатели в большей степени, чем остальные, занимаются нравоучениями. В их творчестве мы обязательно встретимся с сакрализацией войны (особенно Великой Отечественной), культом космоса (в частности Юрия Гагарина), мифом о лучшем в мире образовании и науке в СССР и т.д.. Советские агитаторы — худшая разновидность авторов из представленных здесь. Перечислим нескольких известных писак, занимающихся пропагандой: любитель бомжей-негров Э. Лимонов; террорист, зазывающих людей на войну с Украиной, З. Прилепин; его верные бездарные шестерки А.Долгарева и А. Пелевин (не путать с Виктором), которые также агитируют людей заниматься террористической деятельностью за пределами своей родины.

Плагиаторы запада — еще одна важная разновидность русского писателя всех времен, начиная с самых первых попыток русских утвердиться в литературе и заканчивая современной вторичной фантастикой Перумова и Емца. Эти авторы занимаются переписыванием бестселлеров.

Таковы архетипы русских известных авторов. В. Пелевин и В. Сорокин не подходят ни под один из них, да и оба не играют какой-то значительной роли в организационной деятельности в рамках русской литературы. Эти двое и им подобные — редкие исключения, на которых издатели могут заработать денег.

-3

Издательства

Главная цель любого издательства — заработок. Это, конечно, не удивительно. Все издательства в мире планируют зарабатывать на своей деятельности. Только в России речь идет не о долгосрочных проектах, не о работе с потенциально одаренными авторами, не о поиске интересной и свежей литературы — нет. Русский издатель хочет быстрых и легких денег, полученных с помощью минимальных затрат. Потому план такой:

  • Издательства с удовольствием печатают известных авторов;
  • Издательства с меньшим удовольствием печатают тех авторов, которые напоминают известных (в России или заграницей);
  • Издательства вовсе не печатают то, в чем сомневаются;
  • Издательства не особо любят читать письма авторов, и еще меньше они любят отвечать на них;
  • Издательства ориентированы на массового потребителя;
  • Издательства грабят авторов;
  • Издательства проводят выгодные для них тренинги, заманивая авторов-неудачников эфемерными надеждами.

На последних двух пунктах мы и остановимся. Существует несколько схем, благодаря которым издательства могут грабить авторов. Самые лучшие из них подразумевают 100% (и намного выше) окупаемость еще до непосредственных продаж книги потребителю. Например, издательства собирают стихи в сборник, а за каждую страницу требуют у поэтов по 1000 р. или заставляют выкупить определенную часть тиража, а после собирают прибыль, чаще всего, заставляя самих авторов реализовывать продукцию. Это сетевой маркетинг в худших традициях мошеннических схем.

Также поговорим о тренингах. Я вообще считаю, что найти хороший тренинг по любому предмету — дело колоссально трудное, так как за тренинги чаще всего берутся две группы людей: идиоты и мошенники. Издательства, скорее, промышляют мошенничеством, чем страдают идиотизмом. Дело в том, что в рекламе тренингов от издательств часто появляются фразы, дающие надежду: мы рассмотрим вашу рукопись и если она будет соответствовать нашим критериям, мы примем её. И это с условием, что издательства не очень-то любят читать письма от неизвестных авторов. Получается, они как бы вынуждают авторов прийти к ним и заплатить, чтобы те имели хотя бы малейший шанс на издание. И, конечно, у каждого издательства, занимающегося подобной деятельностью, если свои ручные авторы, которые послушно посещали все занятия, исправно платили деньги и добились успеха. А сколько не добилось? А это уже совсем другая история. Все в духе мошеннических бизнес-тренингов. Общих черт очень много.

Русские издательства крайне испорчены. Они не ищут хорошую литературу. Они ищут денег. Порой на грани с откровенным мошенничеством. И ключевой фигурой в любом издательстве является редактор.

-4

Портрет редактора

В лучшем случае, редактор — это начитанный нетворческий человек, хорошо знающий язык. В случае похуже — это откровенный фанатик языка и стилистики, который сразу обзовет автора дегенератом, если тот совершит несколько ошибок или опечаток. Такие редакторы переоценивают значимость русского языка, как следствие, в их оценке языковые критерии становятся первыми, хотя, любой адекватный читатель знает, что хорошего писателя делает не столько язык, сколько его мыслительные способности, фантазия, жизненный опыт. Работа корректоров и редакторов — привести текст в идеальное состояние по техническим языковым параметрам, работа писателя — создать уникальную историю. Писатель по сути своей рассказчик. Так вот, такие редакторы нередко бракуют отличные произведения, если они не соответствуют их эфемерным представлениям о стилистике или грамматике.

Здесь, к слову, нужно учитывать сложность русского языка. Русский — язык предельно неудобный, сложный, наполненный многочисленными правилами, исключениями и прочими вещами, о которых большинство людей даже не знает. Здесь вам и сложная пунктуация, и грамматика, и невероятные ударения, падежи, склонения и т.д.. Писать на русском по всем правилам гораздо сложнее, чем на многих других языках.

Работа редактора — редактировать, работа корректора — корректировать, но т.к. русский редактор — человек ленивый, он пытается всеми возможными способами уменьшить объем работы. Искать хорошие истории? Зачем? Лучше найти средние истории, которые уже написаны так, что их не нужно править! И, повторю, это с учетом трудностей русского языка, на изучение которого эти самые редакторы тратят десятки лет.

Но, допустим, автор прошел через порог грамотности редактора. Он изучил все правила до единого или заплатил корректору и стилисту, чтобы те привели его текст в порядок. Допустим, даже история у него хорошая, вывод — уникальный, персонажи — необычные. Следующая проблема заключается в том, что редакторы имеют либо специфические литературные вкусы, которые описываются четырьмя авторскими портретами, либо, что еще хуже, являются авторами с этими самыми портретами. Теперь нашему герою с хорошим текстом нужно пройти порог авторского портрета. И по-настоящему хорошие тексты автоматически его не проходят, потому что самые распространенные авторские портреты в России — это портреты плохих авторов.

Вероятность того, что хороший неизвестный автор напечатается в издательстве крайне мала. Но есть другие пути! Можно сначала прославиться, а уже потом претендовать на издание! Для этого и существуют конкурсы и фестивали.

-5

Конкурсы и фестивали

Конкурсы и фестивали проходят на соревновательной основе, только вот, простите, в сфере соревнований современная проза и поэзия проиграют даже рэпу. Это касается организации, реализации, призов, судей и практически всех аспектов, в которых прозаические и поэтические конкурсы проигрывают даже субкультурным, а ведь есть и примеры куда более высокого достоинства — это профессиональный спорт.

-6

Судьи конкурсов и фестивалей

Самая главная проблема любого конкурса заключается в плохом судействе. Судьями в сфере поэзии и прозы являются уже упомянутые нами авторы (4 портрета) и редакторы. Из этого следует, что хорошая история или уникальный стих могут застопориться в конкурсе на тех же основаниях, на которых их не приняли в издательстве. Из этого следует, что фестивали и конкурсы — не выход. Дело в том, что если у нас в стране, по признанию многих людей, слабая литература, то и, как следствие, в судьях всех конкурсов и фестивалей сидят слабые писатели и поэты. Система опять не позволяет пройти хорошему тексту.

И, давайте будем честны, наблюдается статистическая зависимость: бездарный-популярный автор проходит и побеждает в таких конкурсах чаще, чем авторы неизвестные. Нередко наблюдается и такое, что в конкурсах на наивысших местах попадаются друзья организатора. Все это статистически невероятно, потому остается только подозревать значительную часть конкурсов в подсуживании «своим» людям.

-7

Организационные проблемы конкурсов и фестивалей

Стандартная схема конкурсов в текстовом искусстве такая: отбор, лонг-лист и шорт-лист. И это полная деградация. В отборе неизвестные люди (таинственные ридеры) отсеивают около 90-99% сдавших. Притом, замечу, отбор — это самая важная стадия. На ней и слетает самое большое количество хороших текстов. Никаких комментариев, никаких оценок — ничего. В итоге появляется лонг-лист, состоящий из 20-100 авторов из тысячи или нескольких тысяч сдавших. Потом уже к оцениванию подключаются известные персонажи, которые судят то, что им досталось после таинственных ридеров. НО не ждите никаких комментариев и оценок, потому что конкурс защищает своих судей. Если оценки будут — то уже чуть лучше. Но и это случается не всегда, так как организаторы боятся за то, что на судей «нападут в подворотне».

И, поверьте, это далеко не худшая схема. Когда организаторы текстовых конкурсов пытаются сами что-то придумывать, то получаются невероятные казусы. В одном из конкурсов по фантастическим рассказам я столкнулся с необычной системой оценивания отбора: эти идиоты заставили самих участников оценивать работы друг друга. Это не просто ошибка. Это край интеллектуальной недоразвистости.

Есть и другая крайность. На одном известном современном фестивале поэзии, на который сейчас сдано уже более трех тысяч текстов, судит тридцать шесть человек!!! Повторю: в сжатые сроки 36 человек должны прочитать и оценить 3000 текстов. И, самое главное, в этом фестивале есть только один отбор без других стадий. Адекватно оценить работы участников в таких условиях — невозможно. Поверьте по опыту. Сам нередко принимал участие в создании поэтических конкурсов, на которые сдавало более 1000 человек. Если хотите узнать, что это такое: откройте Стихи.ру и читайте по 100 текстов в день, параллельно оценивая их в тетрадочке. И так в течение нескольких дней. Вероятность ошибки в таких условиях крайне велика, и у судей не будет другого шанса, чтобы адекватно оценить работы.

Цель организации — снизить процент рандома. Если решение организатора увеличивает это процент, то такая система — плоха. Все системы проведения фестивалей и конкурсов в поэзии и прозе — плохи.

Тут можно посоветовать организаторам взять более развитую соревновательную систему, минимум у рэперов, включающую в себя полноценный турнир с хорошо проведенным отбором, открытым голосованием судей и комментариями, на которые могут посмотреть не только все участники, но и зрители. Максимум — перенастроить сложные спортивные организационные сетки. И сейчас примеров хорошей организации в мире очень много. Только вот поэты и писатели в этой сфере показывают себя предельно плохо.

-8

Способы обойти систему литературы

Есть несколько способов обойти систему литературы. Рассмотрим два из них:

  • Самиздат;
  • Пиар в интернете.

Самиздат. Его проблема заключается в том, что он требует приличных финансовых затрат, а окупаемости достигнуть собственными усилиями, скорее всего, не получится. Ну не любят люди покупать книги неизвестных авторов с рук. Еще меньше любят заказывать книги по почте и платить вдвойне. Тот, кто берется за самиздат, возлагает на себя обязанности корректора, редактора, пиарщика, дизайнера, верстальщика, продавца и т.д. Сможете справиться со всеми этими функциями лучше целого издательства? Тогда самиздат — это ваш путь. Только будьте готовы к тому, что вашу книгу никто не возьмет в магазины без соответствующих кодов, которые надо оплатить, но даже с кодами — мало кто захочет связываться с неизвестным автором. Если вы не готовы выполнять функции всех вышеперечисленных мастеров, то вам придется платить за корректуру, редактуру, пиар, дизайн и верстку. Учитывая экономическую ситуацию в стране и цены на вышеперечисленные услуги — это могут сделать далеко не многие. Если у хорошего автора нет денег на самиздат и его реализацию, то можно попробовать собрать свою аудиторию в интернете.

Интернет. Сразу следует отметить, что в интернете доминируют подростковые авторы. Их аудитория нередко превышает 30 000 человек, некоторые из которых ходят на их концерты, покупают книги и просто кидают им деньги (например, за расклад таро от модной поэтессы, на реабилитацию нереабилитируемой поэтессы-колясочницы или на лечение родителей бедного поэта, зарабатывающего 70-100 тыс. в месяц своим творчеством, от диабета). Поверьте, монетизировать свою бездарность они умеют очень хорошо. Это особо наглые, распиаренные и беспринципные люди. Многие ли смогут с ними конкурировать? И многие ли вообще ищут хорошую новую поэзию или прозу в сети? Когда правильно ответите на эти вопросы, то поймете, что даже в интернете вас ждет много проблем, тонны неоправданного труда и, скорее всего, отсутствие результатов.

-9

Вывод

Только что мы вместе прошли путь большинства хороших авторов, имея на руках условный «хороший текст», который определенно лучше текстов многих современных писателей. Мы отнесли его в издательство. Там нам отказали. Мы попытались поучаствовать в конкурсах и фестивалях, но там не заняли никаких внушительных мест. После попробовали издаться самостоятельно и распиарить себя в интернете — тоже ничего не получилось.

Конечно, я не говорю, что хороший автор не должен ничего из этого пробовать. Иногда получается. Иногда в ужасном конкурсе проходит интересный текст. Иногда издательство печатает отличного автора. Иногда через самиздат прорывается нечто многообещающее. Чудеса случаются, но они не прописаны в системе. Современная литературная система устроена так, что она мешает качественным авторам пробиться. И это колоссальная комплексная проблема, результаты которой мы видим на книжных полках. Вы думаете, что те отвратительные авторы, которых сейчас продают, оказались в магазине просто так? Я вас уверяю, что система на нескольких инстанциях признала эти работы лучшими, вручила авторам премии и сказала:

— Так и надо! Молодец! Хорошо поработал! Еще г*внеца напиши! Полки резиновые! Все выдержат!

Только хорошие авторы выдержат далеко не все. Я считаю, что систему необходимо радикально менять на всех вышеперечисленных уровнях, иначе в литературе все будет так же плохо, как и сейчас.

-10