Найти тему

«Весело, пьяно, культурно». Как работает художественный аукцион Artoholics и почему стоит на нем побывать

Оглавление
Фото: аукцион Artoholics
Фото: аукцион Artoholics

26 июля в музее М.О.С.Т. прошел Artoholics Art Traffic — один из самых демократичных художественных аукционов Москвы. На нем можно выпивать, выкрикивать цену из толпы и торговаться, начиная с 1 рубля. Один из идеологов Artoholics Роман Лыч рассказал «МП», почему аукцион не приносит денег организаторам, как он борется с пафосом столичных художников и зачем все это вообще нужно

 Роман Лыч
Роман Лыч

Что такое Artoholics?

Я работаю арт-директором, давно связан с рисованием, и подумал, что вокруг меня есть много классных авторов, которые не вхожи в арт-сообщество. Но при этом они хорошие художники и могут быть интересны многим людям. Просто у них одна проблема — они неизвестны.

Мы решили, что на этих ребятах и будем строить свой проект.

-3

Artoholics ни в коем случае не конкурент Sothbey’s и прочим похожим аукционам — нам это не интересно. У нас разные задачи. Мы хотим, чтобы «обычные люди», которые, скажем, не коллекционируют искусство, а просто хотят украсить свою квартиру, но не принтом из Икеа, — могли бы купить себе понравившуюся картину за приемлемую цену, а не за баснословные деньги. И это очень важно.

Первый раз мы договорились о проведении аукциона с баром в Столешниковом переулке и бесплатно провели Artoholics у них. Это было два года назад, тогда мы силами Facebook собрали около 150 человек. Все пили, покупали работы, отдыхали… С этим связан наш лозунг: «весело, пьяно, культурно». После первого аукциона мы поняли, что этим надо заниматься дальше. И угадали. Уже сейчас на аукцион приходит в среднем 350-400 гостей.

-4

Что не попадает на Artoholics?

У нас есть художественная комиссия, которая состоит из трех человек и которая отбирает картины по принципу демократии. Мы стараемся не смотреть на имя художника, а выбирать именно сами работы беспристрастно. Чтобы прислать заявку на участие — надо просто прислать нам фото работы на почту. Есть еще один принцип отбора: мы никогда не выставляем на аукцион картины, где надо читать 5 листов А4 о том, что все это значит и так далее.

У нас нет недопустимых вещей, но мы стараемся не лезть в политику и религию. Потому что к нам приходит кто хочет, и вход у нас свободный. И мы очень не хотим, чтобы наших гостей тревожили всякие буйные активисты. Такой запрет объясняется очень просто: мы не стремимся к тому, чтобы про нас услышали из-за конфликтов или скандалов.

Мне не нравится живопись, которую, скажем, выставляют на Старом Арбате. Очень хочется, чтобы работы Artoholics были живыми, забавными. А на Арбате не смешно и не интересно. [В большинстве этих картин] нет художественной идеи, там просто ремесло. Скорее всего, мы не примем копию известной живописи — нам нужно нечто оригинальное.

Вообще, не попадает на аукцион довольно много работ. И многие, конечно, отчаиваются, но этого не стоит делать. Потому что одни и те же художники часто присылают нам вещи разного качества. И если мы выбираем одного среди других, то это совсем не значит, что он всегда попадает на аукцион.

-5

Как назначают цену и сколько получают художники?

Мы пытаемся не брать с художников много денег с продажи картин, а берем с них по 20%. У большинства других аукционов — это половина от суммы продажи.

Но мы почти ничего на этом не зарабатываем, потому что организовать мероприятие стоит гораздо дороже, чем полученный процент с проданных работ. Например, денег стоит построить фотозону, распечатать баннер, нанять персонал для охраны, девушек, которые выносят картины. Это все складывается в бюджет. Иногда помогают спонсоры, ведь только снять на вечер просторное помещение в центре Москвы стоит от 150 тысяч рублей…

Мы всегда выставляем доступное искусство, как в плане понимания, так и в смысле денег. И стараемся договариваться с художниками, чтобы они занижали стартовые стоимости своих работ. Чтобы народ мог нормально торговаться и следить за аукционом было интересно всем, а не только той части людей, у которой есть много денег на картину.

-6

У нас есть художник, который назначает стартовую цену — 1 рубль. Но на самом деле он продает свои картины по 70-80 тысяч (столько они и стоят).

Дело в том, что тут действует определенный закон. Если ты изначально выставишь картину за 40 тысяч, то ее, возможно, никто и не возьмет. А если картина правда классная, то на аукционе она подорожает с рубля до адекватной стоимости.

Один раз мы даже объявили, что сожжем все непроданные картины. То есть либо это никому не нужно, либо это неадекватное соотношение цены и качества.

Сожгли именно мою картину. В этом была задумка. Я тогда специально нарисовал что-то не очень хорошее и выставил это за кучу денег. Где-то за 50 тысяч рублей на старте, разумеется, дорого. Но таким образом я показал, что не стоит быть о себе слишком высокого мнения.

-7

Сколько лотов продается на аукционе?

26-го числа на Artoholics Art Traffic участвовали Костя Август, Слава ПТРК, Вова Nootk, Bodik, граффити-команда «Зачем». То есть известные художники. И, помимо них, были малоизвестные. Количество участников у нас всегда разное. Один раз мы отобрали 50 работ, и людям показалось, что это слишком много. Они устали. В основном мы выставляем от 20-25 работ.

Цель аукциона

Состоявшийся аукцион, это хорошо. Но нам больше важно другое. Нам важно знакомиться с художниками и продвигать их. Мы отправляем талантливых работать в рекламе, в оформлении — если они сами хотят этого.

-8

Почему аукцион не зарабатывает, но существует?

Несмотря на периодически появляющихся спонсоров, все, что мы делаем, это DIY [самодеятельность; в сфере, близкой к искусству, к этому термину можно отнести литературный самиздат — прим. «МП»]. При этом мы не хотим работать на деньги государства.

Когда мы готовимся к аукциону, то я получаю много негативных эмоций из-за разногласий внутри. Но когда приходят много людей и они довольны, то я понимаю, что все классно.

Сейчас аукционы проходят примерно два-три раза в год, хочется, конечно, чаще, но мы все [организаторы] работаем, и Artoholics для нас хобби. Мы никак не продвигаем себя, кроме сарафанного радио.

Мнения художников

Роман Тихонов (Ромаха):

Пару лет назад я заплатил денег, чтобы мои посты продвигали в Instagram. И ко мне на страницу начали приходить люди с комментариями из серии «Филиал Одноклассников». Школьники, пенсионеры, городские сумасшедшие. Это я к чему… Те картины, которые я туда выкладывал, мне кажется, очень своеобразные — их бы не взяли на большинство аукционов. Но появились Artoholics и предложили мне выставляться. До этого я не продавал картин вообще, а там продал почти на 10 тысяч рублей.

Я получил с первого аукциона шекели [деньги – прим. «МП».]. И гораздо больше людей стало про меня знать — теперь мои картины покупают совершенно незнакомые люди. Эти аукционы для меня — стимул делать лучше, интереснее, качественнее.

У меня есть одна знакомая, которая ни разу в жизни не продавала свои картины. А потом она продала на аукционе сразу несколько работ, каждую примерно по 20 тысяч рублей. Но туда несут работы и знаменитые художники, которым не нужно раскручиваться. Потому что там новые люди, некоторые из них, быть может, и не особо понимают в искусстве, но они, благодаря вот таким арт-событиям, узнают о тебе. Для многих художников такой аукцион — уход за рамки своего Instagram.

Илья Кейс:

Я профессиональный художник и иллюстратор, зарабатываю давно самостоятельно, у меня есть база клиентов, сарафанное радио. Но я не буду говорить, что прямо сейчас всем нужно нести туда свои работы — нет. Вряд ли на этом можно построить свой постоянный заработок. Лично мне здесь более интересен социальный эксперимент и взаимодействие с потенциальными клиентами. Интересно получить фидбек и правильную оценку своего искусства. Ведь можно поставить цену с пятью нулями и твоя картина так и останется навсегда стоять в загашниках аукциона, а можно поставить 1 рубль и подняться до 100 тысяч. Такие примеры были не раз, как с громкими именами, так и с людьми, впервые взявшими в руки кисть.

Мне участие в аукционах дало понимание покупательского спроса именно на мою стилистику, я как-то скорректировал свои цены при продаже картин через личные каналы. Ну а для новичков в искусстве, кто пока еще не заработал себе имя, это непередаваемый опыт, когда ты попадаешь на настоящий аукцион, с реальными ценами, реальными жаркими торгами, реальным адреналином, реальными коллекционерами и реальной прессой. Ни одна другая дружеская тусовка не даст такого опыта, а в серьезные арт-инстанции, имеющие подобный уровень организации, новичкам попасть практически нереально.