Не буду вас "грузить" разнообразием форм дизартрии, упомяну лишь о ее степенях.
Есть анартрия - самая тяжёлая степень дизартрии, при которой речь фактически отсутствует. А есть дизартрия, которую принято называть стёртой - самая лёгкая степень. То есть все признаки дизартрии имеются, но очень слабо выражены, стёрты. Если мы говорим не о ребенке с церебральным параличом - то именно с такой степенью дизартрии чаще всего приходят дети к обычному рядовому логопеду.
Детей со стёртой дизартрией часто очень сложно отличить от детей с дислалией, их речь достаточно понятна для окружающих,нарушения звукопроизношения минимальны.
Но специалист при осмотре всегда увидит микропризнаки нарушения иннервации - небольшое слюнотечение, лёгкая асимметрия артикуляционных органов и лица, дрожание и посинение языка и тп.
Зачем нам надо это все высматривать - для определения прогноза работы.
Даже в случае самой сложной дислалии срок работы логопеда с ребенком измеряется месяцами, а в случае с ребенком с самой лёгкой степенью дизартрии - скорее всего, к сожалению, годами .
Причем звуки могут быть довольно быстро поставлены. Но вот вводиться в речь будут очень долго и тяжело, и даже спустя много лет при волнении, эмоциональном рассказывании - во рту снова будет каша. Меньшая, чем была бы без коррекционной работы - но будет. А родитель будет недоумевать - почему соседскому Пете Р поставили за месяц, а мы уже второй год мучаемся... Потому что разные диагнозы и разный прогноз.
Преодолевается этот недостаток речи уже долгой, кропотливой работой взрослого человека с дизартрией над своей речью, и постоянным контролем за ней. К сожалению, дизартрия - это на всю жизнь. И логопед услышит человека с дизартрией и в 20 лет, и в 50.
Каковы же симптомы дизартрии.
Во-первых, нарушение звукопроизношения. Оно отличается от нарушений звукопроизношения при дислалии, это стойкие и специфические искажения звуков. Межзубное и боковое произношение, замены переднеязычных звуков на смешанный заднеязычный г-х. В целом речь нечеткая, создаётся ощущение "набитого рта", "заплетающегося языка".
Собственно, он и заплетается у ребенка с дизартрией - не может найти точную позицию, не успевает переключиться со звука на звук, тонус уводит язык в одну сторону, губы смыкаются не полностью и прочее, и прочее...
Сопутствующие симптомы - слюнотечение, асимметрия улыбки, отклонение языка в сторону, ограничение его подвижности, в тяжелых случаях язык комом оттянут назад и совершенно неподвижен. Голос часто с носовым оттенком, слабый, истощающийся, плохо интонированный. Речь монотонная, голос или тихий, или, наоборот, пронзительный. Дыхание прерывистое, его не хватает до конца фразы, или даже до конца слова.
Основное направление работы с логопедом при дизартрии, в общем, то же, что и при дислалии - постановка и автоматизация звуков. Плюс работа над дыханием, голосом, интонационной выразительностью, дополнительно - работа с общей и мелкой моторикой. Но приемы работы будут иными .
Во-первых, при дислалии логопедический массаж не нужен, а при дизартрии - необходим. Незаменима и комплексная артикуляционная гимнастика.
Постановка звуков при дизартрии происходит стандартными способами, но чаще всего по показу и словесной инструкции ребенок произнести звук не в состоянии, поэтому требуется механическая помощь, и часто длительная. Буквально руками ставим органы артикуляции в правильную позицию, фиксируем позу в зеркале, проговариваем ее.
Научившись произносить звук изолированно, ребенок часто не может вовремя переключиться на него в речевом потоке - поэтому длительно работаем над автоматизацией. И это длительно - это, как я уже писала, годами .
Если при дислалии мы ждём чистой речи, и только потом встм ребенка читать и писать, то при дизартрии не ждём ничего. Чистой речи можно при дизартрии вообще всю жизнь не дождаться, а опора на знак-букву может нам помочь в коррекции.
Но и это ещё не всё... Мы поговорили о нарушениях только звукопроизношения, впереди же - нарушения развития речи как системы... То есть когда звуки произносить ребенок может, а скомпановать их в речь - нет. Об этом - в следующих статьях.