В продолжение предыдущего поста расскажу сегодня про обустройство детской колыбели. Зачем полено в нее клали и бычий пузырь? Зачем сажей дитя мазали? Тут и история Буки есть - откуда он взялся?
"Кто без присмотра в колыбели, тот весь век не при деле", - говорили в старину. Присмотр за младенцем был тщательный: дитя нужно и уберечь, и успокоить - для этого все ритуалы. Интересно и подробно они описаны в книге Г.Науменко "Этнография детства"(замечательный фольклорный сборник!). Я приведу здесь основные.
В колыбель клали не сразу, а только после крещения - на второй-третий день как родился. Где-то и через несколько недель. Клали первый раз с особой молитвой, она так и называется: «Молитва, дитя в колыбель класти».
Чтобы защитить новорожденного от злых духов, в зыбку клали крестик, пшеничное зерно и шили специальную куклу-оберег. Злые духи, по поверьям, могли подменить ребенка на своего детеныша. Под колыбель клали нож, гребень, ножницы - колющие предметы тоже защищали от нечисти.
Если младенец много плакал, рядом с ним клали полено, приговаривая: "Расти, детонька, спокойный, как это полено!”.
Кстати, виновником того, что дитя беспокойно, мог стать очеп, на котором висела зыбка - если его неправильно вырубили. А правильно было так: идти в лес до петухов и вырубать, пока петухи не спели, успеть! Тогда ребята "угомонные" будут.
В простых семьях на дно люльки для мягкости клали солому, в состоятельных - дети спали на лебяжьем пуху. Сверху колыбель накрывали пологом из старой юбки, которую мать носила во время беременности - это давало магическую защиту. Полог оберегал дитя от насекомых и дурного глаза.
До года ребенка чужим не показывали. А если приходилось, бабушка выводила золой на лбу и за ушами младенца крестики.
Кресты вырезали иногда в изножье колыбельки. Здесь интересна параллель с крестом, что ставят на могилах - так же в ногах усопшего.
"Сон и смерть — практически однопорядковые явления в сознании русского человека. Данный феномен тождества прослеживается и в колыбельных песнях."
- пишет культуролог Суворкина. Вот тут интересно вспомнить колыбельные, где желали детям смерти: еще одна неожиданная версия!
Колыбельки переходили из поколения в поколение, от старшего к младшему. Дети так привязывались к ним, что приходилось даже отучать, и вот тут появляется тот самый Бука:
Кто-нибудь из старших мог вывернуть тулуп мехом наружу, приделать мочальную бороду, измазаться сажей… Это называлось наряжаться Букой. В таком виде Бука появлялся в горнице, хватал люльку и уносил ее прочь. А удивленному ребенку объясняли: «Бука унес зыбку в лес свою дитятку “зыбать”». Представление действовало безотказно. (Н. Г. Вдовина, "История в открытках").
Но унести в лес люльку могли и по другой причине: если младенец умирал. Смертность была высокая. Может, как раз поэтому и было столько обрядов. Все это - забота, пестование.
А если вспомнить поговорку, что я привела в начале, то удивляешься, как далеко смотрели и видели наши предки: присмотр в колыбели ведь не только помогал выжить - это пестование с обрядами, ритуалами, песенками и прибаутками в самом начале жизни давало маленькому человеку чувство защищенности и опоры. С таким чувством - хоть горы свернуть!