Пожалуй, абсолютное большинство людей, посещающих известные города, в тот или иной момент видит памятники либо в центре города, либо прогуливаясь по аллеям в тишине. В старинных городах памятников еще больше, они повсюду и изображают от исторических деятелей до сказочных персонажей. Однако, очень многие из них имеют странноватый темно-зеленый цвет, не всегда очень подходящий атмосфере скульптуры. Давайте разберемся, почему это происходит.
Из чего делают памятники?
Обычно памятники отливают из бронзы. Бронза - это сплав меди с оловом с добавками цинка и свинца. Основным компонентом все-таки является медь. Из школьного курса химии мы знаем, что медь относится к малоактивным металлам, однако, она является далеко не самым инертным металлом. Тем более, находясь на улице, переживая грозы, дожди, жару, выхлопные газы от транспорта и воздушные отходы с заводов, медь подвергается действию самых разных веществ. Однако, вот проблема, практически все соединения меди имеют цвет от голубоватого до синего за немногими исключениями. Откуда же тогда берется зеленый цвет?
Что происходит с медью в городе?
Медь в бронзе в городской среде подвергается действию кислорода, воды, углекислого газа, серосодержащих соединений и прочих веществ. При температуре до 20 градусов Целься медь не вступает в реакцию с кислородом, однако во многих городах летние температуры намного выше. Конечно, реакция протекает не количественно, а лишь с образованием первого тонкого слоя патины. Патина - это налет на меди, образованный ее соединениями. В частности, все начинается с окисления меди кислородом:
2Cu + O2 = 2CuO
Образующийся оксид меди (II) имеет черный цвет, именно он отвечает за первоначальное потемнение бронзы. Также в потемнении участвует сульфид меди, который также имеет черный цвет. Вообще, патина является коррозией, но полезной, не разрушительной. Под воздействием углекислого газа образуется карбонат меди (II), который в соединении с гидроксидом меди (II) превращается в распространенный на Урале минерал зеленого цвета - малахит. Такая патина называется "благородной", она свидетельствует о возрасте скульптуры, ведь это очень долгий процесс. Еще одна причина, по которой она является благородной - это ее защитная для памятников функция. Она не растворяется в воде и ведет себя крайне инертно к внешним воздействиям, защищая медь от дальнейшего воздействия. Поэтому зачастую с ней никто ничего не делает, оставляя памятники зелеными.
Город против патины: кто кого?
Однако, патина бывает уязвимы к действию "искусственных" веществ, являющихся городскими отходами. При их воздействии она не только разрушается, но и агрессивное воздействие окружающей среды приводит к так называемой "бронзовой болезни" на памятниках. Этот процесс подразумевает также образование патины, но другой - "дряхлой" патины. Она более рыхлая и обладает деструктивным действием: разрушает памятник дальше, выедая бронзу, что приводит к образованию полостей. Для предотвращения химического разрушения памятников были придуманы их способы защиты:
- физический способ защиты - поскольку "дряхлая" патина является более рыхлой, чем "благородная", то ее возможно счистить жесткими щетками;
- химический способ защиты - здесь патину удаляют уже химическими веществами - например, растворы слабых кислот. Однако, в таком случае имеется шанс повреждения более активных металлов, входящих в состав бронзы;
- нанесение новой патины - была изобретена "искусственная патина" - аналогичная благородной в защитном действии, но куда менее долговечная из-за искусственного происхождения. Такой патиной необходимо ежегодно покрывать памятники.
Если вам понравилась статья, то подписывайтесь на канал и ставьте лайки!