Найти тему
Зелёнка

Почему художники рисуют полных?

Оглавление

Вы, конечно, замечали, как часто изображают на картинах дам, у которых "есть за что подержаться". Почему многие художники пренебрегали фитоняшками и приглашали в качестве моделей сдобных булочек? Сегодня я расскажу о причинах и покажу несколько самых красноречивых примеров:

Абрам Архипов, "Девушка с кувшином"
Абрам Архипов, "Девушка с кувшином"

Жировые запасы — залог выживания вида

Часто говорят про моду на полноту в прежние века. С этим не поспоришь, но ведь тренды берутся не с потолка. Дело в том, что раньше смертность была выше, в том числе женская смертность при родах. При таком состоянии медицины у дамы в теле было больше шансов выжить и произвести на свет здоровое потомство. По всей видимости, биологическая необходимость запускала в мужчинах психологический процесс — любовь к полноте до дрожи в коленках.

Питер Пауль Рубенс, "Венера"
Питер Пауль Рубенс, "Венера"

Мускулы тоже не во все времена считались привлекательными, они были привилегией бедняков. Знати незачем мучить свое рассыпчатое тело изнуряющим физическим трудом, графини и королевы не проводили вечера на велотренажере. Впрочем, во времена Античности и Возрождения женщины иногда изображались похожими на бодибилдеров из-за культа тела. Посмотрите, например, на спину сивиллы из Сикстинской капеллы с книгой вместо штанги.

Микеланджело Буонаротти, Ливийская сивилла, фрагмент Сикстинской капеллы
Микеланджело Буонаротти, Ливийская сивилла, фрагмент Сикстинской капеллы

Художники как существа социальные тоже были подвержены общим тенденциям моды и с обожанием прописывали каждую складочку. Это не значит, что стройность и подтянутость клеймились. Но рисованием костей интересовались только для реалистичной передачи страдания голодающей нищеты, а жир — всё же показатель богатства. Если бы тогда существовал бодипозитив, он стал бы прибежищем худышек, а не пышнотелых богинь и женщин просто без анорексии!

Франсуа Буше, Одалиска на синей софе
Франсуа Буше, Одалиска на синей софе

Полных людей рисовать проще и приятнее

Для этого чуть менее важно разбираться в анатомии. Знания о строении мышц и скелета выходят на второй план. Как художник могу сказать, что с мягкими округлыми формами работать еще и намного приятнее! Пропадает необходимость вытачивать каждую косточку и пересчитывать ребрышки, знай себе рисуй жировые облачка. Совсем другие ощущения!

Люсьен Фрейд, выбравший себе в качестве натурщицы самую полную социальную работницу из возможных, сейчас бы поддакнул. Его любимая модель весила 127 килограмм.

Люсьен Фрейд, Спящая соцработница
Люсьен Фрейд, Спящая соцработница

Дело вкуса

"Постойте, — скажете Вы, — а как же, например, "Венера" Лукаса Кранаха Старшего? Разве ее можно назвать упитанной? Это же полная противоположность "Венере" Рубенса". Всё верно, у субтильных барышень тоже был шанс стать героинями картин.

Лукас Кранах Старший, "Венера"
Лукас Кранах Старший, "Венера"

Вкус художника может отличаться от общепринятого, а еще он вправе выбирать натурщицу в зависимости от конкретной художественной задачи.

Делитесь статьей с друзьями и пишите в комментариях, какие женские фигуры в живописи Вам нравятся больше!

-8