Найти в Дзене

Короткие шатуны

Так уж я уродился, что у меня короткие ноги. Не то, что бы это мне мешало жить, но с появлением шоссейного велосипеда начались небольшие проблемы: самые распространенные шатуны 172,5 мм мне велики. Выяснили мы это довольно быстро, на второе занятие, практически как в анекдоте: "Чудо распухло и мешало ходить", не смотря на "памперс" велоформы.

Ок, не проблема - при наличии определенного количества денежных знаков и знакомых в веломагазинах была найдена система со 170мм шатунами (не в цвет, не в масть, пофиг, главное здоровье) и с ней я откатал 3 полных сезона.

Собсвенно вот мешанина Ulterga/DuraAce со 170мм середристыми шатунами 105...
Собсвенно вот мешанина Ulterga/DuraAce со 170мм середристыми шатунами 105...

Но с переходом в Трисутто к Юле моя "велосипедная" манера крутить со средним каденсом 90-95 за гонку был подвергнута жесткой критике (вполне справедливой) и было принято решение еще укоротить шатуны, перейдя на систему со 165мм шатунами.

DuraAce 7900 165mm - теперь все по "феншую" - в "номер" и "цвет"
DuraAce 7900 165mm - теперь все по "феншую" - в "номер" и "цвет"

С точки зрения физики за 9 класс средней школы: для чего нужны шатуны и на что влияет их длинна?

Велосипедная трансмиссия представляет собой систему 3х рычагов:

1. рычаг шатун/ведущая звезда. Именно по этому при переключении на переднюю малую звезду нам крутить легче, т.к. мы увеличиваем рычаг приложения силы от ноги к цепи;

2. рычаг ведущая звезда/ведомая звезда на цепной передаче. Для удобства конечно проще пользоваться соотношением количества зубьев, но на самом деле, поскольку зубъя везде одинаковые и равномерно расположены на звездах, кои являются окружностями (про овальные звезды надо как-то отдельно рассказать), снова вспоминаем Архимеда и его рычаги - соотношение радиусов звезд определяет кинематику передачи усилия;

3. ну и последний рычаг - рычаг определяемый радиусом звезды и радиусом обода колеса.

Итак: вначале данное предложение вызвало оторопь в моей голове: уменьшая первый рычаг нам надо прикладывать большее усилие (развивать большую мощность) на педали для сохранения того же усилия (мощности) на колесе. Зачем?!?!?!

Но природа не терпит простых решений - всегда что-то одно тянет за собой второе, третье, четвертое...

Ну и понеслось разбираться:

1. поскольку в триатлоне (в моем случае) гонки раздельные, то каденс 90-95 мы понижаем до 75-80;

2. как следствие - движение по окружности ноги происходит медленнее;

3. за счет более короткого рычага - и расстояние, которое надо "пройти" ноге становится короче, опять же движение медленнее;

4. соответственно мы можем больше использовать более "медленные" мышечные волокна I типа, которые питаются жирами, следовательно эффективнее;

5. ну и самое главное - человек так устроен, что ему проще развить высокую мощность, чем выполнить большую работу. Поскольку предпочтительее опять же "давить", а не крутить, за счет более короткого движения по окружности, мышцам ноги проще продавить большую мощность и отдохнуть при движении вверх

Суммируя вышеперечисленное - производство большей мощности выгоднее на коротких рычагах (в идеологи Trisutto)? и то, что мне пока тяжелее с ними - так просто нечем их давить, дрищ еще...

Как-то так, берегите себя.