8 - ТАМПЛИЕРЫ
Орден «Бедных Рыцарей Христа и Храма Соломонова» был основан в 1118 гуго Гуго де Пейном, рыцарем и вассалом графа Шампанского. Зная об опасностях, которым в те времена подвергались все совершающие паломничество в Святую Землю, Гуго и восемь его товарищей предстают перед королем Иерусалима Бодуэном I, и предлагают ему свои услуги в качестве защитников паломников от неверных, для надзора за дорогами, ведущими к Святым Местам и охраны Гроба Господня.
Согласно легендам, в течении последующих девяти лет девять рыцарей не принимают в свое общество ни одного нового члена.Соблюдая свой девиз: бедность и милосердие, рыцари живут не богато, о чем свидетельствует и их печать: два рыцаря на одной лошади, хотя ряд исследователей указывает на то, что эта печать, которую считают наиболее типичной для первых дней существования ордена, датируется в действительности следующим веком, эпохой, когда тамплиеры уже не были бедными...
По истечении этих девяти лет, в 1127 году, Гуго де Пейн и его верные рыцари отправляются домой. И уже через год, в Труа, где находился двор графов Шампанских, сюзеренов Гуго, под духовным руководством самого святого Бернара собирается совет, на котором тамплиеры были официально признаны членами военно-религиозного общества и Гуго де Пейн назначается "великим магистром" ордена монахов-солдат, или "рыцарей Храма". Сам святой Бернар утверждает устав и правила нового ордена:
Тамплиеры должны быть привержены бедности, целомудрию и послушанию. Они должны стричь волосы, но не брить бороду, которая являлась отличительной чертой в ту эпоху, когда большинство мужчин брились; что касается пищи, одежды и других деталей повседневной жизни, то они отражали двойной, монашеский и военный, аспект их идеала. Все «рыцари Христа» должны носить одежду – рясу или накидку – белого цвета, которая станет потом знаменитым плащом, неотделимым от их имени и явно символичным: служитель Бога покидает жизнь мрачную, чтобы посвятить своему создателю жизнь, полную чистоты и света.
Устав предусматривает подробную административную иерархию и строго определенный свод законов: от обмундирования и использования ценностей, отданных в их распоряжение, до их поведения на поле битвы. Попав в плен, тамплиер не должен просить ни пощады, ни выкупа, но он должен биться насмерть; и ему разрешается отступать лишь в том случае, если число нападающих больше в три раза.
В 1139 году булла папы Иннокентия II, бывшего монаха-цистерцианца из Клерво и протеже святого Бернара, дарует тамплиерам значительные привилегии: орден, находящийся под исключительной опекой Его Святейшества, может быть распущен только самим папой. Иными словами, впредь он становится независимым от любой власти – светской или церковной, принца, короля или прелата, политической или религиозной.
В 1146 году, во время правления папы Евгения III, на белом плаще тамплиеров появляется красный крест с раздвоенными «лапчатыми» концами; и во втором крестовом походе, возглавляемом французским королем Людовиком VII, они участвуют под этим знаменитым и прославившимся знаком. Этот крест из алой материи, расположенный слева, над сердцем, папа утверждает в качестве герба; этот «триумфальный знак» станет для них «щитом, чтобы они не обратились в бегство перед неверными»; впрочем, рыцари никогда не бежали и всегда показывали себя достойными своей репутации, гордыми до спеси, храбрыми до безрассудства, удивительно дисциплинированными, не находящими себе равных среди всех армий мира. Король Франции признался лично в одном письме, что если поход против турок, так плохо организованный и плохо проведенный, не обернулся полным крахом, то это только благодаря тамплиерам и им одним.
С течением времени орден Храма становится могущественным поистине в международном масштабе. Благодаря прочной сети командорств – в XIII веке их насчитывалось около пяти тысяч вместе с зависимыми замками и монастырями, – покрывающей почти целиком Европу и Ближний Восток, тамплиеры могли обеспечивать под небольшие ссудные проценты не только охрану вверенных им ценностей, но и их перевозку из одного места в другое. Они же первыми начинают проводить операции, которые мы сейчас называем банковскими, а именно, положенные в одну из крепостей деньги можно было получить в другой по предъявлении квитанции с печатью ордена, которую ставили в момент вклада. Таким образом, монархи, принцы, частные лица, ювелиры и торговцы становятся постоянными клиентами и должниками этих новоявленных банкиров.
С самых первых дней своего существования тамплиеры поддерживали тесные отношения с катарами, которые принесли в дар ордену большие земельные владения. Судя по рукописям, датируемым началом Альбигойской войны, очень многие катары пополнили ряды тамплиеров, часть из которых занимала высокие должности. Безусловно, что вступив в орден тамплиеров, представители лангедокской знати, предпочитали чаще всего оставаться в своих владениях, где они являли собой мощную, прочную и верную ордену основу.
Так же именно в Лангедоке тамплиеры окажутся лицом к лицу с системой мышления и влияния, очень далеких от римско-католической ортодоксии. Многие из них после путешествий или плена не только бегло говорили по-арабски, но и имели общие культурные или финансовые интересы с местными еврейскими общинами, благодаря которым они воспринимают ценности иудейской цивилизации, продолжая приобщаться к тайнам и дуалистической доктрине катаров.
В 1306 году король Франции Филипп Красивый, боясь сильного политического влияния тамплиеров, а также будучи должником ордена и завидуя их богатству, решает уничтожить тамплиеров. С этой целью, после весьма сомнительной смерти двух пап, Бонифация VIII и Бенедикта XI, Филипп Красивый возводит на папский престол своего собственного кандидата, Клемента V, который впредь уже не сможет ни в чем ему отказать. Тщательно продумав свой план, благодаря доносам шпионов, французский король составил список обвинений, который позволит ему нанести ордену роковой и окончательный удар, обвинив их в ереси.
Когда все было готово,он распространил по всей стране запечатанные приказы об аресте, с условием, что они будут вскрыты одновременно на рассвете в пятницу, тринадцатого октября 1307 года. В этот день все французские тамплиеры будут арестованы и заключены в тюрьму, их имущество – конфисковано, на командорства наложен королевский секвестр. И хотя эффект внезапности, удался, тем не менее "сокровища тамплиеров" которые король так надеялся заполучить, от него ускользнули, заняв свое место в великих загадках Истории.
Но был ли роковой удар Филиппа Красивого действительно неожиданным, или все же тамплиеры были вовремя предупреждены? Известно, например, что незадолго до своего ареста великий магистр Жак де Молэ сжег все работы и предписания, касающиеся его ордена; со своей стороны, парижский казначей, словно предчувствуя неизбежную катастрофу, открыто признал «очень благоразумным» выход из ордена всех рыцарей, которые возымели такое желание. Наконец, в этот же самый момент все командорства Франции обошел приказ, запрещающий давать какую-либо информацию об обычаях и ритуалах рыцарей.
Исходя из развития событий в то время, как одни члены ордена, дают себя арестовать, не оказывая ни малейшего сопротивления, другая часть, умело организуют исчезновение архива и документов. По легендам, сокровище ордена было вынесено из парижского командорства ночью накануне арестов, потом на телегах перевезено на берег моря, около Ла-Рошель, и там погружено на восемнадцать галер, о которых больше никто и никогда не слышал. Корабли исчезли вместе со своим таинственным грузом, который тоже войдет в легенду.
Тем временем во Франции , Инквизиция, подвергает тамплиеров допросам, и пыткам. В ходе беспрерывно следовавших процессов они сознаются во всем, в чем их обвиняют. Так по протоколам допросов следовало, что члены ордена поклонялись бородатой человеческой голове, перед которой во время тайных церемоний падали ниц и называли ее Бафомет. Эта голова, по их словам наделала их магической властью.
Над ними тяготеют и другие, более смутные обвинения: детоубийство, непристойные действия во время церемонии посвящения, и самое тяжкое преступление, которое им вменялось, заключалось в том, что по словам свидетелей, члены ордена отрицали Христа и плевали на крест.
Итак, судьба тамплиеров была определена, многие были сожжены, еще больше их было заключено в тюрьмы, а допросы и процессы будут продолжаться во Франции еще в течение двух лет, и в мае 1314 года на костер взойдут великий магистр Жак де Молэ и Жоффруа де Шарнэ, сборщик налогов в Нормандии. Вместе с их кончиной тамплиеры официально сходят с исторической сцены, что, в общем, не совсем верно.
Филипп Красивый использовал свое влияние на весь христианский мир, чтобы полностью уничтожить тамплиеров. Однако его неистовое стремление не увенчалось полным успехом. Его зять, Эдуард II Английский, выступает сначала в пользу тамплиеров и против их истребления; но потом, под давлением папы римского и своего тестя он соглашается изменить свое отношение к ним, впрочем, без большой убежденности. Таким образом, и в Английском королевстве были арестованы многие тамплиеры, которых подвергли не слишком тяжелому тюремному заключению, гораздо менее жестокому, чем их французских собратьев в тот же самый момент; что же касается их имущества, то оно было передано рыцарям-госпитальерам Святого Иоанна.
Шотландию, воюющую в то время с Англией, мало заботят все эти события. Папская булла, ликвидирующая орден тамплиеров, никогда не была там ратифицирована, и многие английские и французские тамплиеры смогли найти в Шотландии надежное убежище. В 1314 году они будут сражаться вместе с Робертом Брюсом в битве при Баннокберне и, согласно легенде, засвидетельствованной Историей, в течение следующих четырех веков они создадут на шотландской земле солидную общину. Когда в 1689 году Джон Клэверхауз, виконт Данди, будет убит на поле битвы при Килликранки, окажется, что он носил на себе большой крест ордена тамплиеров, каким он был до 1307 года.
В Лотарингии, которая тогда принадлежала Германии, тамплиеры находились под защитой герцога-губернатора. Некоторых из них судили и объявили невиновными, но большинство из них, по совету их наставника, сбривают себе бороды, надевают мирское платье и ассимилируются с местным населением.
В Германии они угрожают взять в руки оружие, и их объявляют невиновными. Когда орден был официально ликвидирован, они рассеялись среди госпитальеров Святого Иоанна и тевтонских рыцарей. Так же было и в Испании, а в Португалии тамплиеры меняют имя и становятся Рыцарями Христа; вплоть до XVI века они будут активно участвовать в мореплавании. Кстати, Рыцарем Христа был Васко да Гама, и Генрих Мореплаватель, корабли которых плавали под парусами с большим «лапчатым» красным крестом. Под таким же крестом, корабли Христофора Колумба пересекут Атлантику и завоюют Новый Свет.
Вот так тамплиеры почти во всей Европе пережили массовое истребление 1307 году. И только в 1522 году их прусские потомки, тевтонские рыцари, уже обращенные из духовных лиц в светские, окончательно отказываются от всяких связей с Римом, чтобы под предводительством бунтаря Мартина Лютера вступить на путь ереси. Спустя два века после официальной ликвидации, хоть и не непосредственно, тамплиеры брали таким образом реванш над Церковью, которая их предала.