Самый важный в мире музыкальный конкурс - Конкурс имени П.И.Чайковского
⠀
⠀
Для русских артистов особенно ⠀
Проводится раз в 4 года, накал страстей - почище чем на спортивных Олимпиадах и столь любимом нашими женщинами и государством фигурном катании
⠀
⠀
История Конкурса началась в 1958 году, жюри возглавил один из величайших композиторов 20-го века Дмитрий Шостакович, и это был трамплин в мир в буквальном смысле. Играли гениальные пианисты, космически талантливые, и это давало им возможность... в том числе уехать из СССР
⠀
⠀
Ван Клиберн, Наум Штаркман, Денис Мацуев, Михаил Плетнёв, Хибла Герзмава, Даниил Трифонов - звёзды мирового пианизма и оперы. В разное время в жюри сидели Мария Каллас, Барри Дуглас, Валерий Гергиев - имена, которые в мире искусства почитаемы до небес
⠀
⠀
Самые часто исполняемые, по-моему, "Времена года" Чайковского и сонаты Прокофьева, Шопен не в счёт
⠀
⠀
Как и большинство конкурсов в мире, наш конкурс носил политический характер - русская школа должна побеждать во что бы то ни стало
⠀
⠀
Чайковский - выпускник Московской Консерватории, и долгое время конкурсные площадки были только в Москве. Сейчас это Москва и Санкт-Петербург, все лучшие концертные залы
⠀
⠀
Спонсоры предоставляют конкурсантам 5 роялей - каждый может выбрать, на каком играть
⠀
⠀
Призовой фонд Конкурса: Гран При 100 тысяч долларов, 30, 20, 10 тысяч соответственно - три первых места, и немало поощрительных премий. Для сравнения, кто смотрел американское шоу "Проект подиум" - у нас денег больше ⠀
⠀
Побывать там - всегда НЕРЕАЛЬНОЕ ощущение. Стадионы отдыхают. Я в этот раз - вместе с посольской делегацией Японии. А поскольку фаворит нынешнего конкурса - японец Фудзита Мао, мне очень повезло пообщаться и с ним, и с его семьёй, и с педагогом. И теперь я, тоже "сэнсей", болею за нашего вместе с ними! ⠀
Говорят, свой популярный метод обучения музыке юных дарований японец Шиничи Сузуки скопировал у Давида Ойстраха
В книге "Гении и аутсайдеры" доказывается, что большинство победителей конкурсов передают свои умения "из рук в руки", и часто новые победители - ученики тех самых великих
К чему я?
Один из главных музыкальных конкурсов мира закончился. XVI конкурс им. П. И. Чайковского стал по-своему уникальным на новые открытия и на возрождение какой-то бешеной и резкой популярности классической музыки... Но об этом я уже писала в предыдущих постах
⠀
⠀
Я знаю, многие наблюдали за моими отчётами, постами, сториз, обзорами в телеграм-канале - и сегодня итог для тех, кто втянулся в тренд модной классики и всё ещё хочет увести себя в другое состояние
⠀⠀
В мире музыки, как и в любой области, существует свои кластеры, мафии и именитые педагоги, воспитывающие поколения пианистов
⠀⠀
Например, недавно в Консерватории был концерт Дмитрия Шишкина. Ученика мэтра конкурса Чайковского - Элисо Вирсаладзе, которая в своё время, увы, тоже не взяла 1 место
Константин Емельянов на конкурсе занял 3 место - класс ещё одного очень именитого педагога, пожалуй одного из самых известных - Сергея Доренского. Его концерт в Консерватории 23 октября, успейте послушать этого необыкновенно глубокого пианиста
⠀
Ну, и нельзя не отметить Гран-при конкурса, который уже несколько лет вручает маэстро Валерий Гергиев⠀
⠀⠀ ⠀
На этот раз из лауреатов Первой премии Конкурса был выбран французский пианист Александр Канторов, ученик Рены Шерешевской, которая на прошлом конкурсе открыла публике другого своего гениального ученика - Люку Дебарга. Это еще одна ее победа как педагога
⠀
Связь поколений. Канторов - сын французского дирижёра русско-еврейского происхождения. Такая старая закалка и гены. Мне, например, ещё очень понравилось высказывания его педагога:
⠀
- Надо играть музыку, - говорит Рена Шерешевская. И надо понимать, о чем эта музыка, музыку изнутри - только тогда возможен в музыке разговор, а не спорт.