В созданном им полуфабрикате, полуобразе нет понимания того, что такое магия. Во-первых, того, что она делится на теоретическую и практическую. И если основой практической её части является жизненная энергия, то основой теоретической – знание, именно книжные знания. Что они значат для мага? А это ни много ни мало прочные основы, чёткие ориентиры, точка опоры. Для того чтобы распознавать природу энергий, ориентироваться в астрале, необходимо первоначальное теоретическое – АБСТРАКТНОЕ – знание. Именно с этого начинается истинная магия. Как, например, «Иероглифическая монада» (1564) Джона Ди:
«Теорема 1.
Через прямую и круг явилось на свет первое простое изображение и пресуществилось представление вещей, в том числе не существующих и сокрытых под покровами природы.
Теорема 2.
Не следует изображать ни круга без прямой, ни прямой без точки. Соответственно, всё в принципе начинается из точки и монады [единого]. То же, что начинается с дуги круга, сколь бы велика она ни была, не может обойтись без помощи центральной точки».
Или «Оккультная философия» (1533) Генриха Корнелия Агриппы:
«Существует три вида миров, а именно элементарный, небесный и интеллектуальный. Каждый низший мир управляется своим высшим и получает его влияние. Архетип и Верховный Творец сообщает свойства своего всемогущества, открываясь нам в ангелах, небесах, звездах, элементах, в животных, растениях, металлах, камнях, сотворив все эти вещи, чтобы мы ими пользовались. Вот почему маги не без основания верят в то, что мы можем естественно проникать (познавать) по тем же ступеням и по каждому из этих миров до мира самого Архетипа – Производителя всех вещей, который есть первопричина, от которого зависят и происходят вещи. <…>
Что такое магия?
Магия есть возможность, имеющая очень большую власть, полная возвышенных тайн и заключающая в себе глубочайшее знание вещей наиболее секретных: их натуры, их силы, их качества, их действия, их различия и их отношения, благодаря чему она производит свои чудесные эффекты, соединяя и применяя различные свойства существ высших и низших; это – подлинная наука, философия наиболее возвышенная и наиболее таинственная. Одним словом, – совершенство и свершение всех естественных наук, так как вся правильная философия делится на физику, математику и теологию».
Возможна ли магия без книжных знаний? Да, конечно, возможна… но с поправкой, что это будет магия без центральной точки, а стало быть, без опоры и без головы. Это будет безголовая магия, в которой так называемый маг в конце концов отдаётся на съедение тем энергиям, которыми он якобы управлял. По той причине, что главный магический принцип – это равновесие.
Именно на принципе равновесия держится второй основополагающий момент магической науки, понимание которого отсутствует у Гёте. Это разделение магии на белую и чёрную. Уяснить этот момент не представляет никакого труда, ибо он ясен как божий день. Всё зависит от того, каким образом и с какой целью используются астральные энергии. Белая магия основана именно на ЗНАНИИ – на понимании основ миропорядка, законов мироздания и принципа гармонии – равновесия. В чёрной магии основой, точкой опоры становится эгоизм. А так как ничего не возникает из ниоткуда, то есть всё имеет свои меру и число, стало быть, если где-то прибавляется, то где-то убывает. И если астральные энергии используются для приобретения власти, богатства, удовольствий, то это приводит к нарушению равновесия, увеличению дисгармонии. Отчего чёрный маг оказывается заложником того негатива, который образуется в результате его действий, во власти не-божественных, то есть сатанических, дьявольских сил. (Означает это, что за этими силами стоит некий сатана-дьявол? Нет, это означает, что они просто не-божественные, то есть произведённые в нарушение божественной гармонии).
Кто таков оригинальный Фауст? Это человек действия. Тот, кем движет энергия, а не знания. Он не имеет ничего общего с тем рефлектирующим типом, которого находим у Гёте. Напротив, он его антипод. Им движет вовсе не жажда знаний, тем более не поиск истины, а жажда действий, конечно же, эгоистических, то есть жажда власти и наслаждений, что в соединении значит психических наслаждений. И потому он не останавливается, идёт раз навсегда выбранным путём до конца, несмотря ни на что. Вернее, его ведёт раз навсегда заведённый мотор. Таков исторический Фауст, запечатлённый в народной книге И. Шписа, к таким же отчасти шарлатанам, отчасти черным магам относится ряд таинственных личностей разных времён: граф Калиостро, Георгий Гурджиев, Алистер Кроули…
И совсем другое дело «белые маги»: Альберт Великий, Роджер Бэкон, Джон Ди, Парацельс, Агриппа Неттесгеймский, – вот кого надо было брать в качестве прообраза – для того чтобы получилась связная и органичная история о настоящем ученом, которого ведёт неутолимая жажда знания, стремление постичь законы мироздания. Как то сделал, например, Густав Майринк в романе «Ангел Западного окна», центром повествования о герметических знаниях избрав английского натурфилософа XVI – начала XVII веков Джона Ди.