Строителем яхты был генерал-майор Корпуса корабельных инженеров И.С.Дмитриев и строилась "Держава" по образцу английской королевской яхты Victoria and Albert. На воду спустили новую императорскую яхту 31 июля 1871 года. Местом приписки был обозначен новый Петергоф – летняя парадная императорская резиденция. Убранство интерьеров яхты поручили придворному архитектору профессору Академии художеств в Санкт-Петербурге И.А.Монигетти. А вот носовую фигуру в 1867 году создал скульптор М.О.Микешин, но император не утвердил ее, а повелел установить на яхте носовое украшение в виде двуглавого орла. В июле 1870 года М.О.Микешин вылепил заказанного двуглавого орла. Для императорской четы на верхней палубе «Державы» в кормовой части яхты устроили специальную «царскую рубку», а в носовой — рубку для великого князя генерал-адмирала Константина Николаевича.
В рапорте от 18 января 1888 года командующего Гвардейским экипажем, в состав судов которого входила «Держава», указывалось, что в навигацию 1887 года численность команды составляла 238 человек, из них машинной -93 человека, а также отмечалось, что во время путешествий на яхте императора было музыкантов 65 человек, певчих 15 человек, сигнальщиков 10 человек, юнг 10 человек и, кроме того, царской и вольнонаемной прислуги при высочайших особах и их свите приблизительно 50 человек, а так же императорской свиты составляющая не менее 20 человек. К середине 80-х годов XIX века яхта «Держава» перестала отвечать своим задачам, а именно престижности России и императорского дома на международной арене. В связи с этим в 1898 году ее переделали в учебное судно, и под именем «Двина» она служила до конца 1905 года.