В русской живописи есть две, по крайней мере, картины на тему отцов и детей. Одна – царь Иван, убивающий старшего сына. Другая – царь Петр I, допрашивающий царевича Алексея.
Между изображенными на них событиями пролегает почти полтора века. И динамика в сторону демократизации семейных отношений здесь налицо. Если Иван Грозный, по мнению Ильи Репина, попросту саданул сына костылем в висок, без суда и следствия, то Петр I – и об этом свидетельствуют исторические факты – учинил Алексею и следствие, и суд. Другое дело, что в итоге также уничтожил наследника. Но иллюзия справедливости была соблюдена.
К слову сказать, это была весьма ощутимая иллюзия: Русь петровская по сравнению с допетровской стала к детям и мягче, и лояльнее. 5 янв. 1724 г. Петр I издал знаменательный указ, который регламентировал отношения между отцами и детьми и запретил, как помещикам насильно женить своих крепостных, так и родителям, не спросясь сыновнего-дочернего желания, совершать скороспелые браки.
Закон-то Петр I издал, но, как известно, в России законы издаются не для того, чтобы их исполняли. И, между тем, это был переворот в общественном сознании домостроевской Руси. И неизвестно, что бы за этим законом еще воспоследовало, проживи первый император дольше.
Но императорская Россия ведь тоже строилась на иерархических началах, которые подразумевают приоритет старших над младшими, в чем бы это старшинство ни выражалось – в чине, в возрасте, в социальном или имущественном положении.
После Петра I русские императрицы стали потихоньку увеличивать возрастной ценз для молодежи. При Анне Иоанновне человек считался взрослым в 15 лет. При Елизавете Петровне – в 17. А Екатерина II передвинула черту совершеннолетия и вовсе к 21 году, назвав период от 18 до 21 года пятым возрастом юности.
Государство всегда зорко следило за формированием облика подрастающего поколения. Особенно преуспела в этом Екатерина II.
11 сент. 1766 г. она выпустила в свет так называемый Кадетский устав, который содержал обширную воспитательную программу. Обращаясь к наставникам, Устав поучал:
«Надобно вселять в питомцев любовь к Отечеству, … твердое и непреложное желание всего, что Отечеству полезно быть может».
Слово «Отечество» имеет общий корень со словом «отец» и стало центральным в воспитательной программе Екатерины II. Она требовала от подрастающего поколения:
1) повиноваться отцу, матери, учителям и наставникам;
2) поддерживать мир между собой и со всеми;
3) жить так, чтобы ни у кого никогда не брать взаймы, тем более красть.
Все это такие наставления, которые, если им следовать, не дают места для развития в человеке самых распространенных пороков.
В законодательстве Екатерины II была разработана мощнейшая воспитательная программа, которую во многом разделял Павел I. Но между матерью и сыном имелись и весьма существенные расхождения. Екатерина II пуще всего боялась озлобленных людей. Во всех узаконениях она не переставала повторять о мягкости в обращении с подданными короны, об уважении к личности каждого человека.
Павел I только занял престол, как сразу полез на рожон. Он запер Россию за «железным занавесом», категорически запретил российскому юношеству учиться за границей, ибо в Европе повсюду революционность и демократия – «зловредные правила к воспалению незрелых умов».
Был наложен запрет и на импорт европейских книг, а также нот, которые, по словам царя, вели к «разврату веры».
26 окт. 1799 г. власть опубликовала приказ, который гласил: «Дабы младшие перед старшими где бы то ни было снимали шляпу».
Это постановление, в противоположность многим другим указам Павла Петровича, весьма надолго прижилось в России. По воспоминаниям этнографа Павла Якушкина, еще в 1850-х гг. простая старуха на улице была несказанно поражена тем фактом, что учитель разговаривал со своим учеником и ученик этот остался в шапке.
Новый XIX в. поначалу не только не ослабил нравственный гнет на молодежь со стороны государства, но еще более его усугубил.
И здесь свою роль сыграли так называемые Совестные суды. Этот юридический феномен придумала Екатерина II для того, чтобы решать семейные конфликты не только по закону, но и по справедливости. Совестные суды были распространены в России до середины XIX в. Кстати, Александр Островский начал свою юридическую карьеру в одном из таких учреждений, где разрешались конфликты «между своими». Было много любопытных случаев в его практике и драматург впоследствии использовал их создавая пьесы для театра.
Подписывайтесь на канал Русский архив
Читайте
Роскошь как политика государства. «Невозможное возможно»
Шутник граф Стадницкий и прототип "конька-горбунка"
Российская империя. Очерки роскоши