Найти тему
Трудный ребенок

Фильм «Гостья из будущего» как олицетворение проигрыша СССР в гонке с США

Кадр из фильма «Гостья из будущего».
Кадр из фильма «Гостья из будущего».

Жанр кинофантастики – один из- самых зрелищных. Поэтому этот жанр, как никакой другой, требует использования самых передовых научно-конструкторских достижений. Можно ничего не знать о науке и технике страны, но посмотрев самый последний фантастический фильм, снятый в этой стране, можно примерно сложить впечатление об уровне развития этой страны.

СССР всю дорогу «догонял и перегонял» Запад, в первую очередь – США. В какой-то момент на одном из направлений даже обогнал. СССР первым запустил искусственный спутник в космос и первым вывел в космос человека. Правда советским трудящимся пришлось ради этого потуже затянуть пояса. Но эффект всё равно был впечатляющим. А вот дальше советская экономика от пятилетки к пятилетке стала сдуваться. Это, разумеется, отразилось на научно-промышленном развитии страны. В прикладном плане – на такой казалось бы пустяшной забаве, как производство фантастических фильмов.

В этой связи интересно сравнить снятый почти под занавес существования СССР советский фильм «Гостья из будущего» с американским фантастическим фильмом «Назад в будущее», первая серия которого вышла почти одновременно с «Гостьей» – в 1985 году.

Кадр из 1-й серии фильма «Назад в будущее». Разряд молнии, бегущий по кабелю.
Кадр из 1-й серии фильма «Назад в будущее». Разряд молнии, бегущий по кабелю.

Фильм «Гостья из будущего» был снят в 1984-85 г.г. по книге Кира Булычёва «Сто лет тому вперёд», опубликованной ещё в 1977 году. Название книги Булычёва очень сильно перекликается с названием «Назад в будущее». В названии «Гостья из будущего» тайна лежит на поверхности. А в названиях «Сто лет тому вперёд» и «Назад в будущее» – красивая игра со смыслами и иными планами.

Первое, что бросается в глаза, если начать смотреть оба этих фильма (первую серию «Назад в будущее» и «Гостью из будущего») – это то, насколько убогими были декорации и спецэффекты советского фильма. Их и спецэффектами-то можно назвать только из жалости.

Кадр из фильма «Гостья из будущего». Пуль машины времени. Футуристическая техника, собранная… из «кубика Рубика» и деталей допотопного детского конструктора. На большее советское кинопроизводство в 1984 году было не способно.
Кадр из фильма «Гостья из будущего». Пуль машины времени. Футуристическая техника, собранная… из «кубика Рубика» и деталей допотопного детского конструктора. На большее советское кинопроизводство в 1984 году было не способно.

Можно исписать горы бумаги или забить гигабайты дискового пространства сравнениями СССР и США и размышлениями о том, почему же СССР в итоге приказал долго жить. А можно просто посмотреть два этих фильма и больше никаких сравнений не нужно. 1985 год в США и 1985 года в СССР. И там, и у тут выпускают фантастический фильм со схожим сюжетом. Американский фильм смотрится как самая футуристическая лента, какая только может быть на тот момент. Советский фильм – смотрится с грустью. Нет, конечно, создатели «Гостьи из будущего» делали всё, что могли. Однако что они могли, собственно, если в 1985 году СССР был в глухой научно-технической заднице по сравнению с США.

В 1985 году в США вышел 32-битный микропроцессор Intel 80386 – именно выход этого процессора спровоцировал IT-революцию.

На фото: микропроцессор Intel 80386.
На фото: микропроцессор Intel 80386.

В СССР в 1985 году не то что ничего даже близко похожего на i80386 не было, но даже клон IBM PC не смогли построить. Лишь спустя пару лет появился клон под названием ЕС–1835, да и то выпускался он в ГДР. Советская электронная промышленность ничего подобного потянуть уже не могла. Эпоха условного паритета для СССР закончилась, когда на смену транзисторным технологиям пришли микропроцессорные. Для СССР это стало началом конца.

Но это всё так, слова, технические термины. Непосвящённый даже и не особо поймёт, что такое не уметь делать даже копию IBM PC, когда в США уже компьютеры на базе 80386 во всю строили. Да и не надо понимать этих технических нюансов. Достаточно просто посмотреть «Назад в будущее» и «Гостью из будущего». И всё сразу становится ясно. И сразу начинает играть новыми красками старый советский анекдот про то, как японцы после экскурсии по советским передовым заводам говорят экскурсоводу: «мы думали вы отстали от нас лет на 30, а оказывается вы отстали от нас навсегда».

Кадр из фильма «Назад в будущее». Док и Марти смотрят видео, снятое на переносную камеру. Для СССР 1985 года фантастикой было даже то, что частное лицо может иметь собственную видеокамеру. Про личные компьютеры даже речи не шло.
Кадр из фильма «Назад в будущее». Док и Марти смотрят видео, снятое на переносную камеру. Для СССР 1985 года фантастикой было даже то, что частное лицо может иметь собственную видеокамеру. Про личные компьютеры даже речи не шло.

Кстати, в американском фильме авторы ничуть не пытаются пыжиться, как жабы и утверждать, что США во всём – самая передовая держава. В эпизоде, когда молодой «док» Браун в 1955 году рассматривает сгоревшую микросхему и говорит: «Не удивительно, что она сгорела – ведь она японская», а Марти ему в ответ: «О чём вы говорите? Всё самое лучшее делают в Японии». И у Эммета Брауна вытягивается лицо от удивления. В 1955 году смешно было сравнивать США и Японию. А в 1985 году японская электроника – лучше американской. Создатели фильма «Назад в будущее» не боятся этого сказать. Ибо зачем скрывать очевидное и искажать реальность? На такое способен только советские агитпроп.

Кадр из фильма «Гостья из будущего». Выход из института времени – на самом деле маленькая пластиковая модель, подвешенная на леске возле героев. Причём фигуры актёров отражаются в этой модели. Отсталая советская экономика не могла выделить создателям фильма достаточный бюджет для строительства полномасштабного макета.
Кадр из фильма «Гостья из будущего». Выход из института времени – на самом деле маленькая пластиковая модель, подвешенная на леске возле героев. Причём фигуры актёров отражаются в этой модели. Отсталая советская экономика не могла выделить создателям фильма достаточный бюджет для строительства полномасштабного макета.

А советские создатели «Гостьи из будущего»? Они, создавая такие декорации и «спецэффекты», что просто плакать хочется от того, какие они убогие, пытаются убедить зрителя, что в скором будущем (разумеется – коммунистическом!) люди будут перемещаться в пространстве, просто открывая двери стилизованных картонных автобусов? Не смешно.

Кадр из фильма «Гостья из будущего». Сделанный из ДСП и дерева «Портал» выглядит как дешёвая декорация. К тому же ещё и побитая.
Кадр из фильма «Гостья из будущего». Сделанный из ДСП и дерева «Портал» выглядит как дешёвая декорация. К тому же ещё и побитая.

В летающие доски и машины, которые подаются зрителю при помощи самых последних достижений науки и техники (которые в первую очередь используются в фантастическом кино) как-то веришь. Веришь, что такое возможно. А в том, что страна, которая не может нормально сделать фантастический фильм, когда-то, в недалёком будущем достигнет такого технического развития, что можно открыть дверь на остановке в Москве и оказаться на берегу моря – как-то не то что с трудом верится (хотя сама идея забавная), а вообще не верится.

Кадр из фильма «Гостья из будущего». Дверь футуристического портала выглядит как дверь деревенского сортира со скобочкой для крючка, чтобы запираться изнутри.
Кадр из фильма «Гостья из будущего». Дверь футуристического портала выглядит как дверь деревенского сортира со скобочкой для крючка, чтобы запираться изнутри.

В космопорт, в котором отправляются экскурсии в космос – тоже не веришь. И не потому, что не хочется верить. А потому, что перед глазами кадры советского фильма 1985 года, в котором создатели даже особо не скрывают, что для сцены погони пиратов за Колей задействованы круглые кабины с какой-то карусели из Луна-парка, подвешенные на канатах.

Кадр из фильма «Гостья из будущего». Не удивительно, что Коля озадачен. Это и есть будущее? Но ведь монумент «Покорителям космоса», который присутствует в этом кадре, был построен ещё в 1963 году.
Кадр из фильма «Гостья из будущего». Не удивительно, что Коля озадачен. Это и есть будущее? Но ведь монумент «Покорителям космоса», который присутствует в этом кадре, был построен ещё в 1963 году.

Уныло очень. В 1967 году и то фантастику лучше снимали – чему пример, скажем, замечательный советский фантастический фильм «Туманность Андромеды». Да и в 1974 году «Отроков во вселенной» сняли вполне на уровне. А всё почему? Всё потому, что 1985 года – это начало эры микропроцессорной революции и СССР проиграл её уже на самом старте. А фильм «Гостя из будущего» – просто иллюстрация этого печального для СССР факта.