Найти тему

Князь Волхова

Оглавление

Надо бы знать новгородские традиции.

В обыденной своей взрослой жизни мы, согласитесь, редко вспоминаем о каких-либо таинственных, мифологических существах. Разве что когда читаем детям сказки или в реальности какой-то факт или информация вызывают определённые ассоциации. Тогда из запасников памяти могут возникнуть знакомые, устоявшиеся образы, возможно, персонажи славянской мифологии и русских народных сказок - вещие птицы Алконост и Гамаюн, женщина-рысь Арысь-поле, человек-оборотень Волкодлак или душка Домовой.

О таинственном ящере-коркоделе заставило вспомнить сообщение о том, что в Великом Новгороде на Рюриковом городище 24-25 августа состоится «Княжья братчина» - фестиваль средневековой музыки, ратного мастерства и ремёсел. «Фестиваль украсит фаер-шоу от артистов новгородского театра огня «Фалькор», которые покажут легенду о новгородском «коркодиле», - говорится в информации от пресс-службы областного правительства со ссылкой на турофис «Русь Новгородская». Царапнуло, что написали это новгородцы - странно, что они не обратили внимания на то, что в новгородской традиции принято мифологическое существо называть «коркодел».

Культ этого персонажа у древних новгородцев был настолько значителен, что коркодела вполне можно считать символом Новгорода, как отметил в одном из интервью коллегам-журналистам новгородский мастер глиняной игрушки.  

Так много изображений сказочных коркоделов, как в «русской деревне» Мандроги на реке Свирь, между Ладожским и Онежским озером, я не видела нигде. Чудища-ящеры, вышедшие из-под резца талантливого скульптора по дереву, распластались на коньках крыш теремов и теремков, охраняя от злых чар обитателей и гостей деревни – туристического комплекса.

Коркоделы охраняют Мандроги
Коркоделы охраняют Мандроги

Древние новгородцы называли ящера-коркодела и «поддонным царём», и «князем Волхова», и «окаянным чародеем», считали, что он «в боги сел». О том, что говорится о новгородском хозяине вод в летописях и других старинных письменных источниках, в своём исследовании «Таинственная чудь и славянский культ ящера-коркодела» рассказал писатель Алексей Комогорцев, руководитель междисциплинарной исследовательской группы «Истоки цивилизаций», сообщества, созданного в интернете.

Не стану пересказывать интересные подробности взаимоотношений наших предков с Ящером, о том, как он связан с гусляром Садко и христианским святым Николаем. Ознакомьтесь с ними самостоятельно – мы публикуем для вас главки из упомянутого исследования.

Наталья МЕЛКОВА

Фото автора (из деревни Мандроги), из архива «Портала 53» и открытых источников

А. Комогорцев. Таинственная чудь и славянский культ ящера-коркодела

Коркодел в новгородских летописях

Реконструируя древнейший культ подводно-подземного ящера, академик Б.А. Рыбаков (1987) уделяет особое внимание Северу Европы: именно на озерном Севере образ ящера част и весьма устойчив. Следы этого культа обнаруживаются и в Новгороде. Это обстоятельство примечательно тем,
Реконструируя древнейший культ подводно-подземного ящера, академик Б.А. Рыбаков (1987) уделяет особое внимание Северу Европы: именно на озерном Севере образ ящера част и весьма устойчив. Следы этого культа обнаруживаются и в Новгороде. Это обстоятельство примечательно тем,

Бляха с изображением ящеров. VIII-IX вв. Бронза, литьё

что именно здесь, у истоков Волхова, некогда соприкасались коренные чудские племена и недавние колонисты-славяне.

С этими местами связано следующее предание, записанное в «Мазуринском летописце» («Книга, глаголемая летописец великия земли Росиския, великого языка словенского, от коле и в кои лета начаша княжити», 31 том Полного собрания русских летописей): «Великий князь Словен поставил град Словенск, ныне называемый Великий Новгород. С того времени новопришельцы скифы начали называться словенами и реку, в озеро Ильмень впадающую, назвали по имени жены Словена Шелони. Именем же его младшего сына Волховца назвали Оборотную протоку, которая истекает из Волхова и ниже впадает в него вновь. Больший же сын Словена был бесоугодник и чародей и своими бесовскими ухищрениями превращался в лютого зверя коркодела, залегал в реке Волхов путь водный и не покоряющихся ему которых пожирал, которых опрокидывал и топил».

Легенда, занесенная в «Цветник» 1665 года повествует о дальнейшей судьбе «князя Волхова»: «Сего же ради люди, тогда невегласи, сущим богом окаянного того нарицаху… И баснословят о сем Волхве невегласи, глаголюще: «В боги сел»… Наше же христианское истинное слово... О сем окаянном чародеи и волхве - яко зло разбиен бысть и удавлен от бесов в реце Волхове и мечтании бесовскими окаянное тело несено бысть вверх по оной реце Волхову и извержено на брег против волховного оного городка, иже ныне зовется Перыня. И со многим плачем от невеглас ту погребен бысть окаянный с великою тризною поганскою. И могилу ссыпаша над ним вельми высоку, яко есть поганым. И по трех убо днех окаянного того тризнища просядеся земля и пожре мерзкое тело коркоделово. И могила его просыпася над ним купно во дно адово, иже и доныне, якоже поведают, знак ямы тоя стоит не наполняйся». 

Азбуковник конца XVI века
Азбуковник конца XVI века

Согласно Б.А. Рыбакову, главным религиозным центром Новгорода являлось святилище на Перыни (на рубеже оз. Ильмень и р. Волхов), возникшее еще в IX веке. Здесь во время языческой реформы 980 года Добрыня утвердил культ нового общерусского государственного божества - Перуна, сменившего на старом священном месте некого Jassa, Jesse, в латинской транскрипции которого явно ощущается связь со славянским обозначением змея (jaze) или ящера.

Перынский скит
Перынский скит

Ящер - хозяин вод, рыбы и водных путей был, очевидно, важен для новгородцев, которые свои земледельческие моления адресовали преимущественно рожаницам, а моления о рыбных богатствах и водных путях, игравших важную роль в их жизни, обращали к богу Jassa, царю вод, выступавшему, в двух ипостасях: как бог Ильменя и Волхова («чародей Волхов» - коркодел) и бог «синего моря соленого» - морской царь.

Коркодел в новгородском цикле былин о Садко

С последним тесно связан новгородский цикл былин о Садко. Б.А. Рыбаков приводит нас к мысли, что наиболее архаический слой преданий, повествующий об игре мудрого гусляра («Он из хитрых же Садко да был хитер-мудер, Ен ходил-то все играл да все ко озеру…») ради хорошего улова рыбы - это часть древнего обряда, производившегося у священного места, названного после 980 года Перынью, а в более раннее время посвященного богу реки, «бесоугодному чародею» Волхову, «залегающему водный путь» и «преобразующемуся во образ лютого зверя коркодела».

Это вполне подкрепляется тем, что в орнаментации подлинных гуслей первой половины XII в. из раскопок в Новгороде мы обнаруживаем композиционное господство все того же Ящера, объединяющего, благодаря своей трехмерной скульптурности, обе плоскости инструмента. Т. е. орнаментика новгородских гусель XI-XIV вв. прямо указывает на связь этого, несомненно, культового инструмента, со стихией воды и с ее повелителем, царем подводного царства - ящером.

Ящер на новгородских гуслях позволяет связать воедино и ритуальную игру на гуслях на берегу Ильмень-озера и задержку корабля Садко морским царем (чья антропоморфность (аналогия с человеком) как бы предполагается, но внимание, - никак не зафиксирована!) за многолетнюю неуплату дани ему: «не пошлины Поддонный царь требует,  А требует он голову человеческу».

Здесь, очевидно, мы встречаем отголосок древнейших обрядов, предполагавших человеческую жертву водному божеству, впоследствии замененную жертвой коня. Это подтверждается многочисленными фольклорными сведениями, весьма определенно свидетельствующими о том, что «водяным» приносят в жертву живую лошадь или конский череп.

А.Н. Афанасьев подробно описывает жертвоприношение коня водному хозяину: «Крестьяне покупают миром лошадь, три дня откармливают ее хлебом, потом надевают два жернова, голову обмазывают медом, в гриву вплетают красные ленты и в полночь опускают в прорубь или топят среди реки». Однако же «известны и другие случаи: в недалекую старину сталкивали в омут какого-нибудь запоздалого путника».

Икона «Никола Круглый». XIII-XIV век. Новгородский музей-заповедник
Икона «Никола Круглый». XIII-XIV век. Новгородский музей-заповедник

В былине о Садко присутствует еще одна устойчивая деталь, которая в сопоставлении с фольклорными данными, возможно, объясняет нам постоянное упоминание святого Николая, которому Садко строит церковь-однодневку за свое избавление со дна морского. В связи с ней особый интерес представляет запись об обряде, имитирующем принесение жертвы не Водянику, а христианскому Николе. Это обряд «умилостивления Онежского озера», проводившийся 6 декабря: «Каждый год накануне зимнего Николы пред всенощной из каждой рыбацкой семьи к известному месту собираются старики. На берегу ими делается человеческое чучело и в дырявой лодке отправляется в озеро, где, конечно, и тонет. Два-три старика поют песню, где просят Онего (озеро) взять чучело соломенное ... И для большей вразумительности призывают имя Николы Морского».

Эта малоизвестная этнографическая запись, извлеченная Б.А. Успенским (1982), является ключом ко всему комплексу былинных упоминаний и археологических фактов, о которых шла речь выше. Она явно указывает на то, что «Никола зимний», он же «Никола Мокрый», «Никола Морской», требующий человеческих жертв для озера, - прямой наследник архаичного Водяника, Поддонного князя, или, если угодно, Ящера, который «требует живой головы во сине-море».

В этой связи нелишне упомянуть и то обстоятельство, что вплоть до XX века рыбаки, проплывающие мимо небольшого всхолмления между Ильменем и Волховом, бросали в воду деньги, как бы воскрешая древние жертвы «поддонному царю».