Найти тему
Artfragment

Не торгуясь: коллекция братьев Морозовых

Оглавление

Семьям Щукиных и Морозовых мы обязаны нескольким вещам. Во-первых, благодаря им в тогда еще Российской империи появилось понятие «покровитель искусств». Во-вторых, они собрали те выдающиеся коллекции, которые сейчас «воссоединились» в Москве и Санкт-Петербурге. В Эрмитаже проходит выставка «Братья Морозовы. Великие русские коллекционеры». Рассказываем, как правнуки крепостного тратили на картины суммы, превышавшие бюджеты Русского музея, и какие прозвища за ними закрепились в Париже.

— История семьи Морозовых удивительна.

В начале XIX века крепостной Савва Морозов создал собственную мастерскую и на доходы от нее сумел выкупить себя и своих близких. В конце XIX века его внук — тоже Савва — прославился своей связью с Московским художественным театром. А правнуки — Михаил и Иван — стали выдающимися собирателями новой западной живописи.

Валентин Серов, «Портрет Ивана Абрамовича Морозова», 1910 год.
Валентин Серов, «Портрет Ивана Абрамовича Морозова», 1910 год.
Валентин Серов «Портрет Михаила Абрамовича Морозова», 1902 год.
Валентин Серов «Портрет Михаила Абрамовича Морозова», 1902 год.

— Михаил и Иван Морозовы с детства увлекались живописью.

Они даже брали уроки у художника Константина Коровина. Первым коллекционированием «заболел» старший Михаил. Ему тогда было всего 24 года. У Михаила Морозова была квартира в Париже. И во время своих приездов во французскую столицу он не пропускал крупных выставок и Салонов. Работы современных французских художников русский купец покупал как через маршалов, так и напрямую «с мольберта». С 1898 года фамилия Morozoff начала активно мелькать в бухгалтерских книгах крупнейших парижский галерей. А весной 1902-го Михаил Морозов привез в Москву «целый транспорт» с картинами.

-3

— На выставке в «Эрмитаже» представлено полотно Огюста Ренуара «Портрет Жанны Самари».

Процесс его покупки описывал друг и советчик Ивана Морозова — художник Сергей Виноградов.

«Начались переговоры о приобретении м-м Самари. Как это было интересно, прямо поэтично, ежедневно по нескольку раз осматривание этого дивного произведения на знаменитой рю Лаффитт в галерее-магазине. Самари… в светло-розовом платье, смешной моды 70-х годов, вся в свету, без теней, так совершенно написана, что немного и у французов такой высоты достижения в искусстве. Начался торг. Воляр (Амбруаз Воллар) спросил 24 тыс. франков, мы стали давать меньше, наконец вещь купили за 20 тыс. франков».

Огюст Ренуар, «Портрет актрисы Жанны Самари», 1878.
Огюст Ренуар, «Портрет актрисы Жанны Самари», 1878.

— Картины из коллекции Михаила Морозова, привезенные из Франции и демонстрировавшиеся в особняке купца в Москве, нередко шокировали публику.

Константин Коровин вспоминал, как попал на показ четырех полотен Гогена.

«Это вам не березы! Люди там как бронза», — отметил Морозов. «Что ж, — заметил один из гостей, — смотреть, конечно, чудно. Но на нашу березу тоже обижаться грех. Чем же березовая настойка у нас плоха? Скажу правду, после таких картин как кого, а меня на березовую тянет».

Поль Гоген, «Таитянские пасторали», 1898.
Поль Гоген, «Таитянские пасторали», 1898.

— Иван Морозов учился в Швейцарии на химическом факультете.

Но, вернувшись в Россию, стал присматриваться к «хобби» брата. С 1903 года Иван Морозов начинает покупать работы французских импрессионистов. А внезапная смерть брата Михаила в том же году лишь укрепила начинающего коллекционера продолжать собирать искусство. Пик этой активности пришелся на 1907-1908 годы. В одну из поездок в Париж Морозов за один день купил картин на 17 тыс. рублей. Для сравнения, годовой бюджет Русского музея на покупку современного искусства в ту пору составлял 15 тыс. рублей. В Париже за Иваном Морозовым закрепилось прозвище «русский, который не торгуется».

Особняк Ивана Морозова в Москве.
Особняк Ивана Морозова в Москве.

— В одном из залом «Эрмитажа» воссоздали интерьеры белого зала особняка Ивана Морозова на Пречистенке.

В нем у коллекционера висело панно Мориса Дени «История Психеи». В 1910-м также специально для особняка Морозов заказал Пьеру Боннару панно «У Средиземного моря». Дом купец перестроил с учетом размещения своей коллекции, пригласив одного из популярных архитекторов — Льва Кукешева. В крышу был врезан стеклянный фонарь и залы второго этажа, освещенные дневным светом, не уступали европейским музеям.

Морис Дени, «История Психеи», 1909.
Морис Дени, «История Психеи», 1909.

— В апреле 1919 года Ивану Морозову с семьей велели покинуть особняк на Пречистенке.

К тому моменту его коллекция уже была национализирована. А самого Морозова ненадолго назначили ее хранителем. В тот же год семья покинула Россию, а в 1921-м коллекционер скончался в Карлсбаде. По подсчетам Sotheby’s в 2012 году, коллекция братьев Морозовых оценивалась в 5 млрд долларов. Но с учетом роста цен и новых рекордов на аукционах, эта цифра с тех пор точно выросла.

Клод Моне «Мост Ватерлоо. Эффект тумана» («Туман в Лондоне»), 1903 год.
Клод Моне «Мост Ватерлоо. Эффект тумана» («Туман в Лондоне»), 1903 год.

Подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать еще больше интересного!

Хотите научиться понимать современное искусство? Покупайте нашу книгу, которая написана простым языком со множеством интересных примеров — «Как понимать современное искусство и как перестать его бояться» — в магазине Cubed в арт-пространстве Cube.Moscow (здание отеля The Ritz-Carlton, минус второй этаж), Читай-городе, магазине «Москва» или Лабиринте.