Найти тему
Дракон старой гвардии

Настасья и Лариса: трагические девушки русской литературы

Достоевский - самый русский писатель. Все главные его герои несчастны. Страдают ответственно, с упоением и самоотдачей. Ни дня не пропускают. Но даже на их фоне выделяется такая красивая и такая нелепая страдалица Настасья Филипповна ("Идиот").

Женщина, окруженная мрачным ореолом постоянного страдания и саморазрушения
Женщина, окруженная мрачным ореолом постоянного страдания и саморазрушения

О чем страдала Настасья Филипповна? Начнем по порядку: эта женщина родилась нищей, одно название, что дворянка (запросы при этом большие). Оставшись сиротой, она поступила на попечение к богатому Тоцкому. Спустя несколько лет сиротка подросла. Тоцкий, заметив ее красоту, сделал ее своей любовницей. Обеспечил с благородным оттенком: позволил получить образование и вообще “набраться класса”. Из деревенской девочки выросла красавица, как сейчас бы сказали, продвинутая. Когда Тоцкий решил жениться, Настасью Филипповну нужно было куда-то пристроить. Он предложил ей огромные отступные и брак с приличным молодым человеком. Не выгнал без гроша, не дал пинка под зад, а уговаривал принять его щедрый подарок и помощь. Но она сочла это унизительным.

Где и кем была бы Настасья Филипповна, если бы Тоцкий не соблазнился ее юностью и красотой? Тут на ум приходит другая трагическая девушка из русской литературы. Зовут ее Лариса Дмитриевна (А.Н. Островский "Бесприданница"). Она тоже очень красива, происходит “из порядочной фамилии”, еще и талантлива, приятна в общении, нежна и скромна, в отличии от неуравновешенной и конфликтной Настасьи Филипповны. Но она тоже нищая.

Нежная, красивая и талантливая Лариса
Нежная, красивая и талантливая Лариса

Нищие невесты не были нужны никогда и никому. Только очень большая любовь богатого мужчины могла заставить закрыть глаза на эту пропасть, на невыгоду этого брака. Небогатый и приличный жених (как Николай Ростов из “Войны и мира”) это все равно жених, он сгодится некрасивой или немолодой, но состоятельной девушке. Богатый мужчина - жених настолько завидный, что может выбирать из любых невест: юных, красивых, богатых. Так какая же должна быть страсть, чтобы он отодвинул их всех и выбрал бедную? Мотивы, по которым состоятельный мог решить жениться на нищей, описаны в другом романе Достоевского, “Преступление и наказание”. Пушкин в "Евгении Онегине" умолчал о том, зачем генерал женился на Татьяне.

Испокон веков богатые мужчины себе в пару, чаще всего, выбирали ровню. Исключения бывали очень редко, в основном в фантазии домохозяек - писательниц романов.

Получается, Настасья Филипповна, не случись соблазнителя Тоцкого, в самом удачном случае могла выйти за мелкого чиновника (как под конец уже мечтала Лариса) и прожить с ним очень бедную, скромную жизнь. Так, кстати, и не узнав чего-то другого, даже не поняв, что другое бывает. Но чем тогда хуже Ганя Иволгин (не такой уж плохой, кстати) и “выходное пособие”?

Сначала она годами берет деньги и иные, нематериальные блага (образование и как результат новый уровень мышления) у Тоцкого, причем бОльшую часть времени даже не расплачиваясь с ним. А взяв, решает, что она как бы сама такая уже была и без него. Для нее такой (красивой, умной, роскошной) предложение Тоцкого очень оскорбительно!

Еще она фантазирует, что “могла бы” женить на себе Тоцкого, но не стала из-за своей повышенной нравственности. При этом выйти за Мышкина ей тоже нельзя. В своем воображении она чуть ли не повелевает миром: может, если хочет, губить, казнить, миловать...

В чем ужас и трагедия Настасьи (если смотреть с позиции здравого смысла, а не религиозного фанатизма), за что она имеет право ненавидеть Тоцкого? Неужели между сексом с мужем и не мужем (но обеспечивающим, то есть, выполняющим некоторые функции мужа) такая огромная пропасть? На момент начала сожительства Настасье Филипповне 16 или 17 лет - возраст даже по нынешним временам терпимый, а в 1860-х - допускающий замужество. То есть педофилом Тоцкий не был, как не был и подлецом.

Неуравновешенная, агрессивная и неприличная - женщина-кошмар
Неуравновешенная, агрессивная и неприличная - женщина-кошмар

Лариса, которая, по словам Кнурова, “эфир” (то есть неземная, непрактичная), и то была смиреннее (состояние, противоположное гордыне) и разумнее: понимала, что женить на себе она Паратова не может - взял бы кто, плохонький какой, и то слава богу. Честно пыталась выйти за бедного, до последнего пыталась его полюбить и уважать. Решила пойти содержанкой к богачу Кнурову, “если уж вещью, то очень дорогой”. Мне купцы в пьесе “Бесприданница” никогда не казались людоедами. Они были всего-навсего купцами. Кнуров, кстати, обещал содержание до конца жизни и такое громадное, что “всем критикам чужой нравственности придется замолчать”.

Лариса - женщина-праздник
Лариса - женщина-праздник

В истории же Настасьи Филипповны - весь Достоевский: страдать всегда, везде, ни в коем случае не обойтись без страдания; желательно создать повод для страдания самому, даже если это противоречит здравому смыслу, и с упоением страдать. До того страдать, что убийство кажется эвтаназией.

Мои статьи о книгах #дсг_книги