Найти в Дзене
Околесица

Ориентирование по дорожной книге: как читать легенду

Оглавление

Когда мы только начинали участвовать в соревнованиях по внедорожному ориентированию, легенда (дорожная книга) всегда вызывала трепет. Какие-то черточки, точечки, стрелочки… Но не все так страшно! Читать ее просто, и этим опытом мы хотим поделиться с начинающими штурманами…

Сразу оговоримся, это не раллийная дорожная книга, а именно ориентирование по бездорожью, и это наше видение.

Общий вид легенды

Как выглядит легенда, и какая информация в нее включена, зависит от конкретных соревнований и организаторов. Как правило, есть номер пункта, расстояние от предыдущего ориентира и схематичное изображение маневра.

Начало легенд с двух разных мероприятий. Есть нумерация пунктов, расстояние до маневра и схема перекрестка.
Начало легенд с двух разных мероприятий. Есть нумерация пунктов, расстояние до маневра и схема перекрестка.

Более подробные легенды включают в себя расстояния от старта маршрута и примечания (пояснения) к маневрам.

Еще один пример легенды, более подробной.
Еще один пример легенды, более подробной.
В этом примере есть еще и расстояние до финиша.
В этом примере есть еще и расстояние до финиша.

Как читать легенду

Общее правило - на маневре едем из точки в стрелку. Схема соответствует перекрестку, каким его видят организаторы. Не всегда это видение совпадает с тем, как представляют его участники, но чаще всего именно таково.

Кроме того, не все перекрестки указаны на легенде. Если какого-то в ней нет, значит двигаемся прямо, либо по дороге, которая более накатана и/или с более твердым покрытием.

Что делать, если вы приехали к Y-образному или Т-образному перекрестку равнозначных дорог, а в легенде он не указан? Значит, что-то пошло не так, где-то вы начали двигаться неправильно. Возвращаемся к предыдущему маневру, который точно бился, смотрим внимательно и пробуем проехать верно.

Дороги обозначаются прямой линией (хорошо читаемые) или пунктиром (второстепенные, едва заметные). Иногда, как в примере выше, путь может пролегать по противопожарному рву или канаве, которая рисуется зигзагом.

КП на легенде обозначаются кружочками, звездочками, квадратиками, - все зависит от фантазии организаторов. По крайней мере, из схемы точно понятно, где искать эту точку.

Подъезжаем к перекрестку, любуемся на закатное солнце. Нам направо, но перед этим нужно найти КП, которое скорее всего в ближней к нам справа группе деревьев.
Подъезжаем к перекрестку, любуемся на закатное солнце. Нам направо, но перед этим нужно найти КП, которое скорее всего в ближней к нам справа группе деревьев.

Как считать расстояние на легенде

Общее правило - подъезжаем к перекрестку и обнуляем одометр, аккурат в тот момент, когда нам становится виден этот маневр.

Особенно это важно, если перекресток насчитывает более четырех дорог и/или растянут в пространстве.

Если мы на таком перекрестке едем по дороге 1 на дорогу 2, то схематично этот маневре может быть обозначен так. При этом обнулить одометр нужно на подъезде к перекрестку, а не на его середине.
Если мы на таком перекрестке едем по дороге 1 на дорогу 2, то схематично этот маневре может быть обозначен так. При этом обнулить одометр нужно на подъезде к перекрестку, а не на его середине.

Почему может не совпасть расстояние с указанным в легенде? Вариантов много. Не у всех есть тератрип, в лесу из-за плохого сигнала одометр может убегать, так что эту погрешность нужно учитывать. Можно опоздать с его обнулением при приближении к перекрестку. Можно вообще забыть обнулиться.

Если в легенде есть общее расстояние, все эти факторы накладываются друг на друга и ближе к финишу показания могут кардинально отличаться. Особенно, если организаторы придумали для вас задачку позаковыристей, и вам пришлось несколько раз возвращаться на один и тот же маневр, пока не получилось пройти его в верном направлении. Но это, как говорится, тема следующей статьи.