А я и не знала, что Петр I c кем-то из европейских королей целовался.
Нет, что встречался, я знала. Во время Великого посольства, например, с английским королем Вильгельмом III.
Ой, да не в том смысле встречался. Просто встречи на высшем уровне между монархами.
Но сначала я увидела вот эту картину:
Стало интересно. Наверное, это Петр царевича Алексея на руках держит?! Но меня смутили два момента на полотне:
1. Два кресла на заднем плане. Одно для царя – это понятно. А второе – для царевича? Ему положено стоять.
2. Посмотрите на жесты вельмож. Неожиданность, удивление, волнение… Это не встреча отца с сыном, пусть даже царских кровей.
И тогда я стала искать подпись к картине. Оказалось, картина называется «Встреча царя Петра I и короля Людовика XV», автор полотна Луи Эрсан. Она находится сейчас в Азербайджанском Национальном Музее Искусств.
Я знаю точно, что в рамках Великого посольства Петр I во Франции не был, т.к. Людовик XIV отказался принимать молодого царя.
Оказывается, через 20 лет Петр I предпринял еще одно посольство в Европу. Не такое длительное и масштабное, но тоже большое. Тогда то и посетил Петр I Париж. Правда, жить в Лувре отказался, но с королем встретился.
За 2 года до его визита скончался, правивший 72 года, Людовик XIV. На престол взошел 7-летний правнук Людовик XV. (Именно правнук, т.к. Людовик XIV пережил и сына, и внука). С ним и состоялась долгожданная встреча.
Вообще, Петр I очень уважительно относился к Людовику XIV. И встреча с потомком такого человека имела для царя огромное значение.
Петр I провел ее по-своему. При встрече с 7-летним Людовиком XV, он просто подошел к нему, поднял на руки и расцеловал. При этом Петр I произнес: «В моих руках — вся Франция».
Все вокруг естественно занервничали. Положение спасло поведение Людовика XV, который не испугался, не заплакал, а улыбнулся и вежливо поздоровался.
Думаю, если бы заплакал, как минимум пришлось бы извиняться и какую-нибудь часть России отдавать или войны не избежать было бы.
Князь Васи́лий Влади́мирович Долгору́ков, сопровождавший Петра, даже руку к сердцу протянул (или к ордену?). Вообще интересен тот факт, что на этой встрече на его зеленом камзоле красуется Орден Белого орла. Из-за болезни Петра, Долгоруков был послан в Польшу «вместо себя, для лучшего управления дел», и там получил орден из рук короля Августа Сильного. Это был военный союз в Северной войне против Швеции, так что, возможно, это намек на военное разрешение конфликта.
Обратите внимание, на присутствующих. У всех модные красные каблуки и наимоднейшие черные подвязки.
Но обо всем по порядку.
На переднем плане, весь в черном, наш посол во Франции, князь Борис Иванович Куракин. Он был переводчиком во время пребывания царя в Париже. Примечательно, что Куракина изобразили с высшей наградой России, императорским орденом Святого апостола Андрея Первозванного. Свеженьким, новеньким орденом, который он только получил. Непростой это человек. Сподвижник Петра, и его свояк.(Был женат на родной сестре первой жены Петра) Крестник царя Федора Алексеевича. Первый постоянный посол России за рубежом.
На заднем плане, лицом к нам изображен барон Пётр Па́влович Шафи́ров, дипломат, вице-канцлер, фактический руководитель российской почты.
Остальные четверо с нашей стороны:
· граф Гаврии́л (Гаврила) Ива́нович Головки́н, первый канцлер Российской империи, президент посольских дел. В общей сложности за канцлерство Головкина было заключено 55 международных договоров.
· Лавре́нтий Лавре́нтьевич Блюментро́ст, будущий первый президент Академии наук и художеств и будущий лейб-медик царя;
· Юрий Иванович Кологривов, денщик Петра I, дипломат, агент по найму мастеров и покупке художественных произведений в Европе для русского двора, архитектор;
· Роберт Карлович Арескин (Эрскин) — лейб-медик царя, доктор медицины и философии, первый архиятр и президент всего медицинского факультета в Российской империи;
В общем, все не абы кто!
Теперь давайте рассмотрим, кто же был свидетелем этой необычной встречи со стороны Франции.
В наимоднейшем розовом камзоле Филипп II, герцог Орлеанский - регент Французского королевства при малолетнем короле Людовике XV, племянник Людовика XIV. Кстати, это внук Анны Австрийской. Той самой, с подвесками…
Рядом с ним, Франсуа де Нёвиль, герцог де Вильруа, маршал Франции, командовавший французскими войсками в войне за испанское наследство. Абсолютно бездарный военачальник! В итоге Людовик XIV назначил его воспитателем малолетнего Людовика XV. Как можно было такому человеку доверить ребенка???
Хочу обратить внимание, у регента и маршала через плечо идет голубая лента. Это муаровая голубая лента Ордена Святого Духа, высшего ордена Французского королевства в период Старого порядка.
Чуть дальше стоит аббат Андре-Эркюль де Флёри, по завещанию короля, один из воспитателей Людовика XV, , недавно ставший членом Французской академии. Через 9 лет Флёри, находясь уже в возрасте 73 лет, сделался кардиналом и фактическим правителем Франции. Кстати сказать, после себя, в отличие от Мазарини и Ришелье, не оставил крупного состояния!
Из-за спины бездарного маршала выглядывает человек, которому ооочень на руку конфликт Франции «с–всё-равно-с-кем - главное конфликт». Это маркиз де Гримальдо, который состоял на французской военной службе. Еще он по совместительству князь Монако и тайный испанский агент, получавший приличный доход за свои донесения, на которые восстанавливал княжеский дворец в Монако.
Далее оставшиеся трое:
· граф Рене де Фруле де Тессе — маршал Франции, который по поручению герцога Орлеанского отвечал за прием посольства в столице и безуспешно пытался поразить русское посольство французской роскошью.
· Луи де Рувруа, герцог де Сен-Симон — один из самых знаменитых мемуаристов, автор подробнейшей хроники событий и интриг версальского двора времен Людовика XIV и Регентства. Среди записок французов-современников о визите русского царя, его мемуары выделяются своей обстоятельностью и особой благожелательностью. Этого человека историки называют «вездесущим и всезнающим», «первым по времени французским русофилом».
· камер-юнкер де Либуа приставленный к царю.
К сожалению, о нем я ничего найти не смогла. Сначала я думала, что это какое-то воинское звание, но потом вспомнила, что камер-юнкером был А.С.Пушкин и его это бесило.
Оказывается, камер-юнкер - должность, чин и звание, существовавшие в ряде европейских государств. Так назывался дворянин, обслуживающий особу императора, короля или курфюрста в его комнатах.
Можно сказать, взрослый паж. Неудивительно, что это не нравилось Пушкину.
Резонный вопрос - а зачем Петр приезжал во Францию?
Вообще то, приезжал страну посмотреть, научиться чему, возможно обсудить политический союз, или сосватать дочь свою Елизавету Петровну за Людовика XV.
А, представляете, как звучало бы - королева Франции Елизавета Российская!
Работа над статьей занимает время, оценить её - один клик. Поддержите меня!