Император российский Петр Великий прославился немалым количеством славных дел. Пусть невероятной ценой, ценой множества жизней и сломанных судеб, но этому царю удалось начать превращение России в одну из прогрессивнейших мировых держав. Во многом этим прогрессом, в том числе и культурным, наша страна обязана трудовой миграции.
Не только гардемарины и корабельщики ездили учиться в Европу, но и живописцы. Так, в 1716 году в Италию уехал по императорскому указу известный мастер Иван Никитин, причем поездку оплатил сам император. Вернувшись спустя четыре года, живописец так впечатлил царя своими успехами, что тот пожаловал ему звание гофмалера.
Впрочем, попытки Петра подогнать отечественное искусство под европейские каноны не ограничивались отсылкой за границу на стажировку мастеров живописи. В России с удовольствием принимали и иностранцев. Не всегда их судьба складывалась удачно — многие просто не смогли существовать в отечественных реалиях. Жан-Батист Леблон, автор нескольких петербургских проектов, как говорят, настолько разгневал царя, что император приказал выпороть мастера. Архитектор умер.
Луи Каравак создавал мастерские рокайльные портреты, но спустя какое-то время после приезда в Россию его творчество утратило самобытность. Скорее всего, произошло это под влиянием весьма посредственного вкуса большинства заказчиков. Из автора живых и порой даже немного фривольных картин он превратился в ремесленника, пишущего парадные барочные портреты.
Таннауэр из Саксонии также рисовал портреты в стиле барокко и слыл весьма востребованным среди дворянства художником. Такую популярность легко объяснить — российскому двору вообще присущи тяга к помпезности, почти варварской роскоши. Таннауэр (Данхауэр) жил и работал в Петербурге более четверти века — 26 лет. Его творчество было востребовано и после кончины Петра — художнику благоволили российские императоры и императрицы, включая Анну Иоанновну.
Таннауэр и Каравак — наиболее известные из живописцев, приехавших работать в страну при Петре. Но кроме них было огромное количество и других. Таких, как Георг Гзель, с которым Петр познакомился в Амстердаме в 1716 году. Спустя несколько месяцев после приглашения императора поступить к нему на службу, художник приехал в Россию вместе с супругой. Гзель преподавал графику в Академии наук, рисовал экспонаты Кунсткамеры, расписывал Летний дворец, лютеранскую церковь, Петропавловский собор. Художник также занимался портретной живописью.
В России работал Филипп Пильман, приехавший по приглашению архитектора Леблона и занимавшийся оформлением Монплезира. Декоратор пробыл в Петербурге около 5 лет, затем вернулся домой. Итальянский живописец Бартоломео Тарсиа, приглашенный графом Рагузинским, приехал в Северную Пальмиру в 1722 году. Он украшал Большой дворец в Петергофе, затем обучал русских граверов и художников. Ему русская рисовальная школа обязана многими из своих традиций.
Известны и другие мастера, приехавшие в империю по приглашению Петра. Так, увлеченный строительством Петр «выписал» из-за границы множество резчиков, граверов, скульпторов и, разумеется, архитекторов. Среди них был швейцарец Трезини — первый архитектор Петербурга, привнесший в отечественную архитектуру европейские традиции. Это по его проектам построены Александро-Невская лавра, Петропавловский собор и множество других зданий, украшающих северную столицу. Также Петром был приглашен Кристоф Конрад, саксонский архитектор, работавший над приданием Москве европейского облика.
Конечно, большинство представителей культуры были приглашены в страну на волне строительного бума, затеянного Петром. Многие вернулись на родину после того, как выполнили свою работу, но многие и остались. И именно им сегодня мы во многом обязаны тем, что русское искусство в петровские времена сделало огромный скачок вперед, преодолев пропасть, отделявшую его от европейского.