Незаслуженно забытая последняя боевая кошка британского флота -линейный крейсер "Тайгер" некоторое время был крупнейшим в мире кораблем. Неумолимая логика развития линейных крейсеров привела к росту водоизмещения до 28 500 тонн и многочисленным переделкам,в итоге будучи сперва четвертым крейсером типа "Лайон" ,"Тайгер" стал самостоятельным проектом. Ходили слухи о планирующемся заказе еще одного корабля этого типа-"Леопард" по программе 1912 года, но потом от этой идеи отказались совсем.
Кроме "Лайона" он имел еще одного-незаконнорожденного- предка. Речь о "Конго",заказанном Японией англичанам на волне мировой моды на линейные крейсеры.Особенности тихоокеанского театра военных действий и логика развития самурайской военно-морской мысли сформировали определенный объем требований,который японцы предъявили английским судостроителям.
В итоге японский первенец оказался сильнее любого британского линейного крейсера.Так что часть переделок и улучшений-внесенных в проект на этапе строительства имела и японское происхождение.
"Тайгер — единственный линейный крейсер, предусмотренный программой 1911 года, последний линейный крейсер третьего поколения, последний английский боевой корабль с угольным отоплением котлов. На "Тайгере"наконец то отказались от 102 мм орудий,перейдя на 152 мм средний калибр. По внешнему виду со своими тремя круглыми дымовыми трубами, стоящими на одинаковом расстоянии друг от друга, сильно насыщенной треногой фок-мачтой с высоким марсом и грузовой полумачтой с кран-балкой вместо грот-мачты между средней и задней дымовыми трубами, "Тайгер" являлся, по общему мнению, одним из наиболее красивых военных кораблей, когда-либо построенных в Великобритании.
"Тайгер" HMS"Tiger"
заложен 20 июня 1912 г. ,спущен на воду 15 декабря 1913 г.,вступил в строй 3 октября 1914 г. 30 марта 1931 года выведен из состава флота, в феврале 1932 года продан на слом и 22 марта 1932 года отбуксирован на верфь для разделки на металл.
Водоизмещение: нормальное 28 430 т, полное 35 710 т
Длина: 214,6 м,Ширина:27,6 м,Осадка: 8,7 м
Бронирование: пояс 76 - 229 мм
траверзы 51 - 102 мм
башни 229 мм
барбеты 25 - 229 мм
боевая рубка 254 мм
палуба 25 - 76 мм
Двигатели: 4 паровые турбины Brown-Curtis, 85 000 л.с.,Скорость 28 узлов,Дальность : 4650 морских миль (на 10 узлах),Экипаж: 1121 человек,
Вооружение: 4 × 2 — 343-мм/45, 12 × 1 — 152-мм/45, зенитная артиллерия - 2 × 1 — 76-мм, 4 — 533-мм торпедных аппарата
В январе 1924 г. демонтировали две 76-мм зенитные пушки, установленные по сторонам передней боевой рубки, и взамен их установили четыре 102-мм зенитных орудия образца QF.Mk.V. В ноябре 1924 г. их число уменьшили до двух, а в январе 1925 г. их снова заменили четырьмя 76-мм зенитными пушками образца Mk.I. В марте 1929 г. 76-мм зенитные пушки опять заменили четырьмя 102-мм зенитными орудиями образца QF.Mk.V. В дополнение к ним с марта по сентябрь 1928 г. на корабле стояли два 40-мм зенитных автомата "пом-пом" образца Mk.II.
Достраивался "Тайгер" уже в условиях начавшейся войны,испытания были сокращены до минимума и всю программу не прошел.
В войне корабль участвовал активно,он был в бою у Доггер-банки ( выпустил 355 343-мм снарядов (40 % боекомплекта) ,но не имел зафиксированных попаданий во время битвы ,за что Первый лорд адмирал Фишер назвал стрельбу «Тайгера» «предательски плохой») и в Ютландском сражении. 17 ноября 1917 г. "Тайгер" вместе с "Глориесом", "Корейджесом" и "Рипалсом" принял участие во втором бою в Гельголандской бухте.
Очередная версия Ютландского боя с точки зрения "Тайгера". Он шел четвертым в строю линейных крейсеров Битти,а после взрыва "Куин Мэри" стал третьим. Выпустил 303 343-мм снаряда (34,4% боекомплекта), добился трех попаданий: одно в "Мольтке" и два в "Фон-дер-Танн" . В конце дневного боя его целями являлись германские дредноуты 1-й эскадры, линкор "Гессен" и легкий крейсер "Пиллау". "Тайгер" израсходовал 136 152-мм снарядов (5,5% боекомплекта) по "Висбадену" и германским эскадренным миноносцам. В свою очередь, сам "Тайгер" получил до 17 попаданий снарядами крупного и 4 среднего калибра. Основные повреждения получены 280 мм снарядами с "Мольтке". Общие потери "Тайгера" в бою -24 убитых . Отремонтировали его в сухом доке N2 Розайта за 28 суток с 3 июня по 1 июля 1916 г. После Ютландского боя на "Тайгере" усилили бронирование- 25,4-мм броневые плиты общим весом 179 т добавили на палубу над погребами боезапаса, из них 77 т на крыши башен, 24 т над машинным отделением, 15 т брони использовали для усиления поперечных траверз батареи 152-мм орудий. Это был первый отремонтированный после Ютландского боя линейный крейсер с артиллерией калибра 343 мм. 2 июля 1916 г. он стал флагманским кораблем 1-й эскадры линейных крейсеров, пока "Лайон" находился в ремонте.
В мае 1920 г. "Тайгер" послали в Балтийское море для проведения боевых действий против Советской России. 30 мая крейсер вышел из Портсмута и по пути посетил Швецию и Данию. Но вскоре британскую эскадру отозвали с Балтики в воды метрополии в связи с изменением политики Великобритании по отношению к Советской России.
22 августа 1921 г. "Тайгер" вывели в резерв. 14 февраля 1924 г. снова ввели в состав флота в качестве учебного артиллерийского корабля (порт приписки Портсмут). С 1924 г. по 1929 г. он использовался в качестве учебного артиллерийского корабля . 22 марта 1932 разоружили в и отбуксировали на верфь для разборки.
"Тайгер" можно считать самым удачным английским линейным крейсером из серии "кошек" ,последним и самым совершенным
из построенных до войны. Крейсер имел высокую скорость и мощное вооружение из восьми 343-мм орудий,помимо этого обладал хорошей мореходностью. По сравнению с другими «кошками адмирала Фишера» бронирование борта простиралось на большую площадь,в основном, правда, это произошло за счёт бронирования каземата противоминной артиллерии. Подводный 76-мм пояс давал более совершенную защиту от поднырнувших снарядов. Плюсами проекта также были: лучшие сектора обстрела орудий главного калибра, переход на 152-мм орудия противоминного калибра и более высокая скорость.
За счёт мощного вооружения и большей скорости хода, несмотря на несколько худшее бронирование, британские 343-мм крейсера неплохо показали себя в боях с 280-мм германскими линейными крейсерами .Но 305 мм "Дерфлингер" был для "Тайгера" гораздо более серьезным противником .
В боях "Тайгеру" сопутствовала удача и более высокая живучесть по сравнению с коллегами. Правда успехами в уничтожении противника похвастаться он тоже не может- спасибо что живой,а немецкий флот в Скапа -Флоу и сам потопился.
Не забывайте ставить лайк и подписываться на канал!
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам