Найти тему
Морская коллекция

Линейные крейсеры.Просто красавец."Тайгер".

Незаслуженно забытая последняя боевая кошка британского флота -линейный крейсер "Тайгер" некоторое время был крупнейшим в мире кораблем. Неумолимая логика развития линейных крейсеров привела к росту водоизмещения до 28 500 тонн и многочисленным переделкам,в итоге будучи сперва четвертым крейсером типа "Лайон" ,"Тайгер" стал самостоятельным проектом. Ходили слухи о планирующемся заказе еще одного корабля этого типа-"Леопард" по программе 1912 года, но потом от этой идеи отказались совсем.

Кроме "Лайона" он имел еще одного-незаконнорожденного- предка. Речь о "Конго",заказанном Японией англичанам на волне мировой моды на линейные крейсеры.Особенности тихоокеанского театра военных действий и логика развития самурайской военно-морской мысли сформировали определенный объем требований,который японцы предъявили английским судостроителям.

В итоге японский первенец оказался сильнее любого британского линейного крейсера.Так что часть переделок и улучшений-внесенных в проект на этапе строительства имела и японское происхождение.

"Тайгер — единственный линейный крейсер, предусмотренный программой 1911 года, последний линейный крейсер третьего поколения, последний английский боевой корабль с угольным отоплением котлов. На "Тайгере"наконец то отказались от 102 мм орудий,перейдя на 152 мм средний калибр. По внешнему виду со своими тремя круг­лыми дымовыми трубами, стоящими на одина­ковом расстоянии друг от друга, сильно насы­щенной треногой фок-мачтой с высоким мар­сом и грузовой полумачтой с кран-балкой вме­сто грот-мачты между средней и задней дымо­выми трубами, "Тайгер" являлся, по общему мнению, одним из наибо­лее красивых военных кораблей, когда-либо по­строенных в Великобритании.

-2

1 — кормовой отсек ТА; 2 — башня ГК «Y»;
3 — задняя боевая рубка для управления торпедной стрельбой;
4 — башня ГК «Q»;
5 — командно-дальномерный пост на фок-мачте;
6 — передняя боевая рубка;
7 — башня ГК «В»;
8 — башня ГК «А»;
9 — носовой отсек ТА;
11 — цистерны с нефтью;
12 — зарядные погреба ГК;
13 — погреба СК;
14 — снарядный погреб ГК;
15 — центральный пост управления;
16 — котельные отделения;
17 — машинные отделения;
18 — вспомогательные машинные отделения.
1 — кормовой отсек ТА; 2 — башня ГК «Y»; 3 — задняя боевая рубка для управления торпедной стрельбой; 4 — башня ГК «Q»; 5 — командно-дальномерный пост на фок-мачте; 6 — передняя боевая рубка; 7 — башня ГК «В»; 8 — башня ГК «А»; 9 — носовой отсек ТА; 11 — цистерны с нефтью; 12 — зарядные погреба ГК; 13 — погреба СК; 14 — снарядный погреб ГК; 15 — центральный пост управления; 16 — котельные отделения; 17 — машинные отделения; 18 — вспомогательные машинные отделения.

-4

-5

"Тайгер" HMS"Tiger"

заложен 20 июня 1912 г. ,спущен на воду 15 декабря 1913 г.,вступил в строй 3 октября 1914 г. 30 марта 1931 года выведен из состава флота, в феврале 1932 года продан на слом и 22 марта 1932 года отбуксирован на верфь для разделки на металл.

Водоизмещение:  нормальное  28 430 т,  полное   35 710 т

Длина:  214,6 м,Ширина:27,6 м,Осадка:  8,7 м

Бронирование:  пояс   76 - 229 мм

  траверзы                                           51 - 102 мм

  башни                                                229 мм

  барбеты                                            25 - 229 мм

  боевая рубка                                    254 мм

  палуба                                               25 - 76 мм

Двигатели: 4 паровые турбины Brown-Curtis, 85 000 л.с.,Скорость 28 узлов,Дальность : 4650 морских миль (на 10 узлах),Экипаж:  1121 человек,         

Вооружение:   4 × 2 — 343-мм/45, 12 × 1 — 152-мм/45,  зенитная артиллерия -   2 × 1 — 76-мм, 4  — 533-мм торпедных аппарата

В январе 1924 г. демонтировали две 76-мм зе­нитные пушки, установленные по сторонам пе­редней боевой рубки, и взамен их установили четыре 102-мм зенитных орудия образца QF.Mk.V. В ноябре 1924 г. их число уменьшили до двух, а в январе 1925 г. их снова заменили четырьмя 76-мм зенитными пушками образца Mk.I. В марте 1929 г. 76-мм зенитные пушки опять заменили четырьмя 102-мм зенитными орудиями образца QF.Mk.V. В дополнение к ним с марта по сентябрь 1928 г. на корабле стояли два 40-мм зенитных автомата "пом-пом" образца Mk.II.

-6
-7
-8
-9
-10

-11
-12

-13

Достраивался "Тайгер" уже в условиях начавшейся войны,испытания были сокращены до минимума и всю программу не прошел.

В войне корабль участвовал активно,он был в бою у Доггер-банки ( выпустил 355 343-мм снарядов (40 % боекомплекта) ,но не имел зафиксированных попаданий во время битвы ,за что Первый лорд адмирал Фишер назвал стрельбу «Тайгера» «предательски плохой») и в Ютландском сражении. 17 ноября 1917 г. "Тайгер" вместе с "Глориесом", "Корейджесом" и "Рипалсом" принял участие во втором бою в Гельголандской бухте.

Очередная версия Ютландского боя с точки зрения "Тайгера". Он шел четвертым в строю линейных крейсеров Битти,а после взрыва "Куин Мэри" стал третьим. Выпустил 303 343-мм снаряда (34,4% боекомп­лекта), до­бился трех попаданий: одно в "Мольтке" и два в "Фон-дер-Танн" . В конце дневного боя его целями являлись германские дредноуты 1-й эскадры, линкор "Гессен" и легкий крейсер "Пиллау". "Тайгер" израсходовал 136 152-мм снарядов (5,5% боекомплекта) по "Висбадену" и германс­ким эскадренным миноносцам. В свою очередь, сам "Тайгер" получил до 17 попаданий снарядами крупного и 4 сред­него калибра. Основные повреждения получены 280 мм снарядами с "Мольтке". Общие потери "Тайгера" в бою -24 убитых . Отремонтировали его в сухом доке N2 Розайта за 28 суток с 3 июня по 1 июля 1916 г. После Ютландского боя на "Тайгере" усилили бронирование- 25,4-мм броне­вые плиты общим весом 179 т добавили на па­лубу над погребами боезапаса, из них 77 т на крыши башен, 24 т над машинным отделением, 15 т брони использовали для усиления попереч­ных траверз батареи 152-мм орудий. Это был первый отремонтированный после Ютландского боя линейный крейсер с артиллерией калибра 343 мм. 2 июля 1916 г. он стал флагманским кораблем 1-й эскадры линейных крейсеров, пока "Лайон" находился в ремонте.

В мае 1920 г. "Тайгер" послали в Балтийс­кое море для проведения боевых действий про­тив Советской России. 30 мая крейсер вышел из Портсмута и по пути посетил Швецию и Данию. Но вскоре британскую эскадру отозвали с Балтики в воды метрополии в связи с измене­нием политики Великобритании по отношению к Советской России.

22 августа 1921 г. "Тайгер" вывели в резерв. 14 февраля 1924 г. сно­ва ввели в состав флота в качестве учебного артиллерийского корабля (порт приписки Портс­мут). С 1924 г. по 1929 г. он использовался в качестве учебного артиллерийского корабля . 22 марта 1932 разоружили в и отбуксировали на верфь для разборки.

"Тайгер" можно считать самым удачным английским линейным крейсером из серии "кошек" ,последним и самым совершенным
из построенных до войны. Крейсер имел высокую скорость и мощное вооружение из восьми 343-мм орудий,помимо этого обладал хорошей мореходностью. По сравнению с другими «кошками адмирала Фишера» бронирование борта простиралось на большую площадь,в основном, правда, это произошло за счёт бронирования каземата противоминной артиллерии. Подводный 76-мм пояс давал более совершенную защиту от поднырнувших снарядов. Плюсами проекта также были: лучшие сектора обстрела орудий главного калибра, переход на 152-мм орудия противоминного калибра и более высокая скорость.

За счёт мощного вооружения и большей скорости хода, несмотря на несколько худшее бронирование, британские 343-мм крейсера неплохо показали себя в боях с 280-мм германскими линейными крейсерами .Но 305 мм "Дерфлингер" был для "Тайгера" гораздо более серьезным противником .

В боях "Тайгеру" сопутствовала удача и более высокая живучесть по сравнению с коллегами. Правда успехами в уничтожении противника похвастаться он тоже не может- спасибо что живой,а немецкий флот в Скапа -Флоу и сам потопился.

Не забывайте ставить лайк и подписываться на канал!

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам