Найти тему

Не старики, но разбойники: самые громкие случаи покушений на картины

Оглавление

В комментариях к статьям о современном искусстве всегда найдется несколько человек, которые яростно, а иногда и в нецензурной форме, высказываются о сути подобного рода творчества. Классиков же трогать не принято. Во-первых, считается, что они все тогда "умели рисовать". Во-вторых, они уже умерли, да и не задевают нас в общем реалии, актуальные 100-200 лет назад. Но для современников многие картины, ставшие сегодня классическим наследием, не были однозначными шедеврами, и зрители за неимением интернета выражали свой гнев не словом, но делом. Вспомним самые резонансные случаи покушений на великие картины.

Рембрандт "Даная"

До и после покушения
До и после покушения

Самый громкий случай вандализма связан с "Данаей" Рембрандта, который произошел в Эрмитаже в 1985 году. 48-летний безработный житель Литвы Бронюс Майгис, пришедший вместе с экскурсией, спросил у работниц музея - какая картина в зале наиболее ценная. Получив ответ, он направился к "Данае", достал нож и дважды полоснул им картину, а затем выплеснул из склянки, спрятанной до этого под полой, серную кислоту в центр холста. По слухам перед этим он выкрикнул «Свободу Литве!», хотя на сегодня этот факт остается неподтвержденным.

Бронюс Майгис и результат его работы
Бронюс Майгис и результат его работы

Краска начала менять цвет и пузыриться. Спасать шедевр бросились немедленно, промывая полотно водой, однако, остановить химическую реакцию удалось только к вечеру, после чего картину укрепили раствором из рыбного клея и мёда. В результате нападения около 30 % авторского письма было утрачено безвозвратно. Для решения вопроса о дальнейшей судьбе картины - оставить полотно изуродованным или фактически сделать его копию - созвали государственную комиссию, которая постановила восстановить "Даная" в максимальной степени сохраняя рембрандтовскую живопись. Окончательно реставрация закончилась лишь спустя 12 лет.

Работа над восстановлением шедевра
Работа над восстановлением шедевра

Что касается Бронюса Майгиса, экспертиза признала его невменяемым. Сначала он объяснял поступок политическими убеждениями, потом женоненавистничеством, а затем признался, что просто пытался привлечь к себе внимание. Ему поставили диагноз вялотекущая шизофрения и отправили в психиатрическую лечебницу города Черняховск, где он провёл 6 лет. Затем его перевели к клинику в Литве, откуда был выпущен вскоре после распада Советского Союза.

И. Репин "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года"

-4

Не дает покоя вандалам и "Иван грозный, убивающий своего сына". Известны, как минимум, 2 громких нападения, одно из которых произошло недавно - в 2018 году, когда посетитель незадолго до закрытия Третьяковской галереи схватил металлическую стойку ограждения и нанес несколько ударов по картине. Стекло, защищавшее работу, разбилось, и холст оказался прорван в трёх местах, также была повреждена авторская художественная рама. Нападавшим вновь оказался 37-летний безработный (вот так совпадение), чьи религиозные чувства оскорбляла картина. Он был признан вменяемым и приговорён к 2,5 годам колонии.

Оскорбленное лицо и раздражитель
Оскорбленное лицо и раздражитель

Более драматичная история произошла в 1913 году, когда картина пострадала от трёх ударов ножом, которые нанёс 29-летний иконописец- старообрядец Абрам Балашов со словами «Довольно смертей, довольно крови». При допросе он сожалел о содеянном, рассказал также, что болен сифилисом и несколько раз повторил, что у него нет друзей. После произошедшего попечитель музея тут же подал в отставку, а хранитель Третьяковской галереи бросился под поезд. В реставрации картины участвовал лично Илья Репин.

Иван Грозный и Абрам Буйный
Иван Грозный и Абрам Буйный

Но и это еще не все. В 2013 году группа историков и православных активистов обратилась к министру культуры РФ с просьбой убрать "Ивана Грозного" из экспозиции, т.к. картина оскорбляет их патриотические чувства. Директор Третьяковской галереи Ирина Лебедева заявила, что картина не будет убрана, после чего арт-группа «Митьки» создала картину «Митьки дарят Ивану Грозному нового сына», которой при необходимости можно было бы заменить полотно Репина.

Митьки дарят Ивану Грозному нового сына
Митьки дарят Ивану Грозному нового сына

Веласкес "Венера с зеркалом"

-8

Есть в этом списке вандалов и одна женщина - Мэри Ричардсон, британская суфражистка и лидер женского подразделения Британского союза фашистов (ну, хотя бы не безработная). Мэри вообще была женщиной довольно радикальной, и среди суфражисток считалась одной из самых воинственных. Она занималась поджогами, била окна в Министерстве внутренних дел, взрывала железнодорожные станции. 9 раз ее арестовывали, но, безусловно, самой известной ее акцией стало нападение на картину Диего Веласкеса «Венера с зеркалом» в Национальной Лондонской галерее в 1914 году.

Последствия акции
Последствия акции

В своей автобиографии «Смешной вызов. Автобиография сражающейся суфражистки, изрезавшей знаменитую Венеру с зеркалом в Национальной галерее!»1953 года Мэри так описывала свои действия:

Это был выходной день, было много людей <...> Я бросилась к картине, и мой первый удар топором просто сломал защитное стекло. Звук бьющегося стекла привлёк внимание дежурного у двери, но, на моё счастье, он предпринял чрезмерные усилия, чтобы добежать до меня, поскользнулся на полированной поверхности пола и упал лицом вниз. Это позволило мне свободно ударить топором ещё четыре раза, прежде чем я была атакована.
Арест Мэри Ричардсон
Арест Мэри Ричардсон

Мэри была арестована и посажена в тюрьму Холлоуэй на полгода. Впоследствии она писала, что это был акт протеста против ареста её подруги Эммелин Панкхёрст.

Я пыталась уничтожить картину самой красивой женщины в мифологической истории в знак протеста против правительства и в честь миссис Панкхерст.

Было еще много случаев, когда люди, преследуя только им понятные цели, портили или уничтожали произведения искусства. Почти всегда мотивы преступников можно объяснить так называемым комплексом Герострата, древнего грека, который первым додумался сжечь знаменитый храм Артемиды в Эфесе, чтобы его имя помнили потомки. Так, действительно, запомниться проще, чем самому создать что-нибудь стоящее. И, увы, этот метод до сих пор работает.