История искусства полна темных и мистических картин, ведь смерть и ужас всегда были темами, которые интриговали человечество.
Серия работ «Кричащий папа» были созданы на основе портрета Веласкеса «папа Иннокентий X» и заняли почти двадцать лет работы Бэкона. Картины демонстрируют не только дань уважения работе Веласкеса, но и впечатления от знаменитого фильма Эйзенштейна «Броненосец Потемкин». Картина демонстрирует образ папы римского как кричащую голову человека, выполненную на электрическом стуле, который производит навязчивое впечатление на каждого зрителя. Это символ войн и ужасов двадцатого века.
Картина Сальвадора Дали «Лицо войны» является сюрреалистическим видением военной травмы и ужаса и часто интерпретируется как предчувствие Второй мировой войны, поскольку она была нарисована в период после Гражданской войны в Испании и незадолго до того, как война снова ворвется в нее. Центр картины — это гигантский череп, лежащий в неизвестной пустыне, с идентичными лицами, создающие иллюзию, будто они размножаются в отверстиях лица до бесконечности и производят ощущение вечной непрерывности смертельного ужаса. Пустота и пессимизм этой картины вращаются вокруг реальных чувств людей, измученных бесконечными военными разрушениями в Европе.
Испанский художник Франсиско Гойя был мастером ужасов, украшая свой собственный дом в Мансанаресе под Мадридом серией болезненных картин, также известных как черные картины. Одним из изображений, которые он поместил в интерьере гостиной был тревожный образ титана Сатурна, пожирающего одного из своих сыновей. Жестокость могущественного древнего бога невыразима, так как Гойя изображал его как безумца, который одержим яростью и местью против невинного ребенка.
Картина «Юдифь, убивающая Олоферна» является видением Караваджо библейской записки из дейтероканонической книги Юдифь, притчи из Ветхого Завета о герое женщине, которая спасает свой народ, обезглавливая врага, ассирийского генерала Олоферна. А запечатлена кульминация истории: момент убийства. Самая страшная часть картины — не детальное описание совершения преступления, а проявление противоречивых эмоций на лице Юдифь, демонстрирующее одновременно героическую стойкость и неизбежное чувство сильного отвращения, олицетворяющее психологическую амбивалентность и истинный ужас.
Теодор Жерико — известный французский художник-романтик и автор знаменитого «Плота Медузы». Но речь не о ней. Речь о серии работ, на которых он исследует человеческие останки, находящиеся на разных стадиях разложения. Хотя его странная практика прятать брошенные и гнилые части трупа под кроватью и в своей мастерской гораздо более страшна и тревожна, чем его работы. Тонкая игра между живыми и мертвыми частями тела, а также эффекты, которые медленно исчезают в полной темноте, делают его работы почти такими же известными, как и его последняя работа.