На прошедших выходных я таки выбралась посмотреть внутреннее убранство впервые отреставрированной Императорской дворцовой церкви Воскресения Христова, как одного один из лучших образцов Елисаветинской эпохи. Стены этого храма помнят множество важнейших событий в жизни царствующей династии Романовых ибо на протяжении почти 2-х веков торжественные богослужения, когда Двор Её (Его) Императорского величества перебирался на лето в Царское Село, проходили именно здесь!
Красоти-и-и-ще неописуемое! И вы ещё не видели? Не волнуйтесь! Ссылка-то вот она👇
Но я была удивлена другим! Оказалось, что отныне экскурсия в Императорскую церковь включает в себя ещё и осмотр 5 комнат Екатерининского дворца! Попав, совершенно не планируя во дворец, я вспомнила, что обещала дорассказать о нашем "Царскосельском Китае". Чуть ранее я уже писала о Большом Китайском мόсте, Драконовом и Крестовом мостах и Китайских мостиках (ссылки почитать есть в конце этой статьи)
Ну а сегодня очередной дворцовый интерьер в стиле "ШИНУАЗЕРИ" (от французского Chinoiserie "китайское") - Китайская Голубая гостиная, тем более её стены украшает довольно пикантная и фривольная картина императрицы Елизаветы Петровны (1709-1762)
🔷 Небольшая экскурсия
Китайский голубой кабинет был заказан Екатериной II. В этой комнате архитектору Чарльзу КАМЕРОНУ (1746-1812) удалось соединить несоединяемое - китайское декоративное искусство с классическим интерьером в стиле Людовика 16-го. Все стены затянуты светло-голубым китайским шёлком, как символ голубого неба, с изящными акварельными рисунками охотничьих сцен: настигающие свою добычу охотники, небывалые уловы рыбаков, нескончаемая горная гряда, китайские хижины, а всё пространство состоит из неисчислимых островков, утопающих в пионах, розах и бабочках, которые соединены между собой сказочными мостиками.
Необычно смотрится и паркет, набранный в виде китайского зонтика. Эдакий пикантный оттенок восточной экзотики!
После войны, "слизавшей" весь шёлк со стен, его восстановлением занималась выпускница училища имени Мухиной, талантливый реставратор, "живописец-альфрейщик" Раиса Дементьевна СЛЕПУШКИНА, так много сделавшая для восстановления разрушенного Екатерининского дворца. За камином чудом уцелел кусочек оригинального шёлка, да фотографии Китайской Голубой гостиной - всё, чем и руководствовалась художница. Долгий упорный труд и вуаля! Особый мир восточной сказки возрождён!
Присмотритесь! На фото ниже в самом углу видна "тайная дверь", ведущая в Опочивальню императрицы 👇
Очень элегантно смотрится камин из белого мрамора, украшенный спящим Амуром и поддерживающими по краям столешницу камина кариатидами. С началом войны удалось сохранить оригинальные Камероновские каминные приборы, решётку камина и китайские фарфоровые вазы 17 века, которыми сейчас и можно любоваться👇
👆Необычно смотрится над камином позолоченная зеркальная рама. Такой вариант в других залах вообще не встречается — пара тонких соединённых пилястр, выше над которыми находится изысканный арабеск, ваза и 2 овальных медальона, соединённые гирляндой.
Комнату украшает живописный потолочный плафон с изображением античных мифологических персонажей. После реставрации Китайская Голубая гостиная вновь открыла свои двери в 1959 году.
🔷 О портрете императрицы Елизаветы Петровны в интерьере Китайского кабинета
Маленькая предыстория...
1709 год для Петра I был весьма успешным: летом под Полтавой русские войска разбили армию Карла XII, а в декабре родилась дочка Лизенька, Лизетка, будущая императрица Елизавета Петровна. Ну а пока "четвёртая лапушка», как звали её в семье, росла и радовала венценосных родителей. В то время в Европе стали изображать знатных деток в виде купидонов, вот Пётр Алексеевич и заказал художнику из Марселя Луи КАРАВАКУ портрет дочурки. Результат - "Портрет царевны Елизаветы Петровны в детстве". Каравак пишет портрет с неслыханной вольностью - Елизавета изображена обнажённой!!! Девочка лежит на горностаевой мантии, как знак принадлежности к императорской семье, а в руке держит маленький портретик отца Петра Алексеевича, с развивающейся синей Андреевской лентой👇
С 1742 года в Петербурге при дворе работает немецкий живописец и портретист Георг ГРООТ. Его кисти принадлежат довольно эффектные работы императрицы Елизаветы Петровны, одна из которых сейчас и висит в Китайской Голубой гостиной - "Портрет императрицы Елизаветы Петровны в образе Флоры", написанный в 1749 году. Портрет представляет собой вольную интерпретацию "Портрета царевны Елизаветы Петровны в детстве" Луи Каравака, которую я вам только продемонстрировала выше. Кстати, вскоре после этого, будучи в Царском Селе в сентябре 1749 года художник скончался. Ему было всего 33 года
Если Луи Каравак изобразил обнажённого ребёнка, то здесь вообще неслыханная по тем временам дерзость - обнаженная царственная особа! Гроот вместо портретика Петра I вложил в руку Елизаветы Петровны венок из нежных роз. Ну и конечно же сам образ императрицы! Лежащая на белоснежной горностаевой мантии, слегка фривольная и пикантная, но вполне соответствующая представлениям о галантности.
Картина написана на медной пластине и оправлена в серебряную раму из цветочных букетов, лент, гирлянд и раковин. Этот экстравагантный портрет, конечно же, висел в личных покоях императрицы, затем картина переехала в Александровский дворец, при Николае I уехала во дворец на Елагин остров и только в 1918 году вернулась в Екатерининский дворец, где мы её и по сей день можем видеть в Китайской Голубой гостиной
А на сегодня всё-ё! Засим пока😉
К изобразительному искусству приобщалась Мэри М!
Ставьте👍лайки или дизлайки👎, пишите комментарии📝! Главное движуха!
А вот и мой обещанный цикл "Наш Царскосельский Китай"
Ну и об упомянутой в статье левретке Земире -