Наблюдаю на примере и своего чада и детей, кто сейчас на пороге принятия решений: куда идти, какие экзамены сданы уже и какие еще сдавать, что делать и т.д.?
Понимаю, что все как личности разные: кому-то лучше удаются письменные работы, кому-то устные, кому-то и ЕГЭ вместе с ОГЭ очень даже по нутру. Но дело не в этом, дело в самой форме экзамена и как она влияет на формирование личности, его характер в будущем, степень принятия решений, уровень мышления, метод социализации в обществе молодого человека в эпоху интернет.
Вот так и поставим вопрос: и для тех, кто еще только планирует поступать в колледж и вузы. и для тех, кто дальше будет выбирать формы экзаменов и сдавать их (если такая возможность есть - выбирать!).
В чём же прелесть устной формы экзамена как ключика и инструмента к развитию личности вашего ребенка? Рассуждаю и с точки зрения практика (собеседования в глаза глаза, подбор не только по проф. опыту, но культуре, личности. мотивации ее на труд). Рассуждаю и с точки зрения психофизиологии, психологии личности.
1. Устный экзамен включает себя как письменную подготовку (даже шпаргалки - тоже подготовка), так и настройку на взаимодействие с экспертом. Ваш ребенок учится себя готовить - готовить к результату. Он не только вспоминает, но и систематизирует информацию так, чтобы донести до эксперта. Это навык.
2. В случае ситуативного волнения, забывчивости на этом фоне, неточной формулировки у вашего ребенка есть всегда шанс показать свои знания на основе не только зубрежки, а мышления. А это наиболее лучший навык: умение размышлять, думать по ситуации, вытаскивать все свои познания и доказывать свой уровень.
3. Практика презентации, систематизации информации, умение донести ее до конкретных персон, навыки ответов на неудобные вопросы. Тренировка уверенности и личного результата "здесь и сейчас"
4. Если неудача: не тот билет, плохо готовился, переволновался. Есть главный шанс: получить обратную связь, понять себя, свои ошибки, учиться саморефлексии и готовиться на пересдачу с пониманием, а не страхом.
Главное: 1) своевременная обратная связь (она с любым знаком развивает личность молодого человека); 2) реальная практика и подготовка к экзаменам в жизни; 3) тренировка коммуникаций и речи, а значит - памяти по данному предмету, задействованы все чувства; 4) формирование уверенности в себе как личности не по оценкам и бездушным баллам, а в реальности - именно так как бывает в жизни, обществе.
Считаю, что в эпоху интернет, социальных сетей, автоматизации и других "облегчителей" коммуникаций, очень важно именно в возрасте нежном, школьном и закрытом школьной системой с ее оценками по шкале 5, развивать систему устных экзаменов. Пока формируется личность и делает свой выбор и тренирует свою уверенность в нем.
Тестилки, письменные работы по бланкам - это уже методы для более взрослых и зрелых, как срез накопленных знаний, а не как подготовка к жизни, и тем более сегодня, несколько инфантильного поколения сегодня.
Основной аргумент сейчас в защиту тестилок и любых видов обезличенных экзаменов - это объективность и инструмент доступа к любому вузу. И это уже неправда в условиях нашей российской действительности:
- количество бюджетных мест в целом сокращается, заказа от государства нет. Не смотря на акценты: где увеличили... врачи, педагоги, ИТР;
- порог повышается, а всем быть в 100 баллов нереально;
- риски: поступает в вуз БАЛЛ, а не человек, который после первой сессии как раз за счет устной подготовки и проверки боем, разочаруется в профессии;
- государственного социального лифта для талантов и способных нет (если родители по затратам на учебу и вообще приезд в столичный вуз и содержания ребенка не тянут);
- БАЛЛЫ не выявляют истинную мотивацию на выбор, профессию и другие способности к профессии, кроме предметных знаний школьной программы, т.к. вуз не видит личности и ее зрелости выборе, не видит другие факторы будущего успешного студента на все курсы, а не до первой сессии ( риск и так всегда был, а сейчас усугубляется, а рынок недополучает кадры по призванию).
И много-много можно сделать выводов, понимая, что экзамен без личности это нечто... А нам дорога именно личность нашего ребенка, его счастье, а не оценки, которые он получает и как его оценивают другие. И, если стержень есть, вы как родители спокойны. Но, если вы сами заложник оценок и баллов, то ждите слом колосса на глиняных ногах...
ИТОГО: формы экзамена, принятые в систем образования отражают политику и стратегию государства: или развиваем личности и ориентируемся на качество кадрового состава страны, или развиваем стадные рефлексы и личности пускаем на самотек (мол, талант сам раскроется и пробьет себе дорогу, вопрос - куда и для какой страны?) Соответственно получаем и экономику, и методы управления и т.д.