Наши предки свято верили в силу слова. Например, если охотник или грибник заблудился в лесу, он от всей души крыл матом Лешего. Считалось, что нечисть испугается, перестанет путать и покажет тропинку к дому.
А рыбаки, отправляясь на промысел, никогда не поминали вслух зайца, лису и медведя. Потому что водный дух - враг лесного, и не потерпит, чтобы над рекой или морем звучали названия тварей, живущих на суше среди деревьев.
Очень трепетно и охотники, и рыбаки относились к своей удаче. Вставали всегда засветло, чтобы не встретить никого по дороге к месту промысла. Если же такое происходило, то нередко разворачивались на полпути и возвращались домой. Примета такая - случайный встречный мог сглазить твою удачу.
В украинских и русских селениях запрещалось спрашивать охотников или рыбаков "куда идёшь?". Вопрошальщик вполне мог получить тумака или порцию матюгов, которые считались оберегами. Некоторые исследователи говорят, что «куд» - это имя злого духа. От него пошло слово кудесник (колдун).
Если же рыболов-охотник был воспитан и не драчлив, то отвечал на вопрос о цели своего похода - «на кудыкину голову! » (то есть на голову того, кто посмел спросить «куда?») Считали, что это короткое заклинание, словно зеркало отражает запретный вопрос обратно в любопытствующего. Тот лишался удачи и получал в наказание мигрень.
Со временем ответ на вопрос «куда?» трансформировался в полушутливый «на Кудыкину гору, журавлей щипать». Рыбаки же отвечали - «на Кудыкин остров». Как вы поняли, это выдуманные места. Да и современные рыбаки-охотники не особо любят распространяться о местах своего промысла.
(«Табу слов у народов восточной Европы» Д.К. Зеленин)
Отмечу, что запретным считался именно вопрос «куда?», который мог накликать беду. При этом не возбранялось спрашивать «далече ли собрался», «где будешь?».
Спасибо за внимание! Подписка на статьи → здесь