Русская банная традиция имеет уходящие вглубь веков исторических корни. Ещё не было на Руси христианства, а баня уже была, и, естественно, окружалась представлениями о потустороннем мире, который был здесь и сейчас.
Это основная черта мифологического мировоззрения кажется странной людям нашего времени, однако некоторые народные поверья и приметы не мешало бы взять на вооружение и в современной бане.
Хозяин бани
Согласно древним представлениям, человек не является полновластным хозяином того, что его окружает. Даже построенная собственноручно изба или срубленная баня не дают права единоличной собственности. Это связано с тем, что вся действительность человека неразрывно была связана с тем, что мы называем сверхъестественным. И если в избе хозяйничал домовой, а в лесу - леший, то баня была вотчиной банника - духа, который осуществлял за ней присмотр и там же жил.
Когда на Руси распространилось христианство, языческий пантеон был полностью вытеснен и замещён. Но пандемониум - то есть простые, тёмные силы, живущие бок о бок с человеком - сохранился. И поэтому если в Сварога и Перуна не верят уже очень давно, то в домовых, русалок и кикимор верили практически до середины XX века.
Банник имел антропоморфный облик - был похож на обычного низкорослого мужичка, только заросшего густым волосом. Впрочем, вряд ли кто-то видел его в натуральном виде.
Предписания при посещении бани
Для того, чтобы истопить баню и попариться в ней, нужно было придерживаться определённых правил. В противном случае банника можно было обидеть, и потом пожалеть об этом. Остановимся подробнее на запретах.
Существует мнение, что перед баней якобы читали молитву. Скорее всего, это неверно. Ведь именно баня осталась для русского человека "тёмным местом". Там снимали нательный крест и не висело икон. Таким образом, демонические силы могли там свободно проживать. Сам по себе банник, как и домовой, не был ни добрым, ни злым - всё зависело от того, как с ним выстроить отношения. Раньше на Руси баню никогда не освящали.
Систематическое нарушение обязательных процедур могло вызвать суровую месть от банника. Угоревшие и сгоревшие в бане заживо считались жертвами духа, которого крепко рассердили.