«Когда у руса рождается сын, то он дарит ему меч со словами: «Я не оставлю тебе в наследство никакого имущества, и нет у тебя ничего, кроме того, что приобретешь этим мечом».
Русы прошлого
О русах как народе мы узнаём много интересного от арабских историков — современниках того грозного северного племени, некоторые из которых встречались с русами непосредственно. Например, читаем о том, что русы и славяне — это разные народы. Первые — воины, вторые — земледельцы и охотники. От земли печенегов до земли славян — «десять дней пути». А русы живут на острове, покрытом лесами и болотами, протяжённостью в три дня пути. Первое, что приходит на ум — это остров Рюген (некогда Руян). Его максимальная протяжённость — 51 км. Пешим маршем за два дня можно уложиться. Но если взять поправку на леса и болота, то пожалуй, придётся добавить третий.
Согласно мнению ряда историков, «русь» — финно-угорский вариант произношения «русы», по образу «весь», «сумь», «чудь» и пр. Но вот что любопытно: Рюриковская Новгородская Русь — явление интернациональное, включающее в себя не только славянские, но и финно-угорские племена. По сути, первая Русь — союз племён, объединённых под сводом общей Правды, то есть закона, которую и представлял князь Рюрик.
Такая картина выглядит вполне логично, если принять к сведению, что Рюрик родом с южных берегов Балтики из легендарной Вагрии, граничащей некогда с Данией. А племена западных славян, жившие в условиях жёсткой военно-торговой конкуренции с саксами и скандинавами, имели давнюю традицию объединяться в союзы. По всей видимости, именно этот опыт и принёс в Новгород призванный на княжение Рюрик.
Таким образом, Русь выглядит как культурно-территориальный феномен без жёсткой привязки к этнической составляющей, но апеллирующий к единому законодательству и централизованному управлению. А это и есть основа государственности.
Русы сегодня
Сегодня русов нет. По всей видимости, их потомками (а если быть точнее — культурными наследниками) следует считать русских. «Русский» — значит «принадлежащий Руси», то есть её закону и ценностям, носитель её менталитета. Вокруг чего завязан этот менталитет?
Для ответа на этот вопрос, необходимо задать другой: что необходимо для того, чтобы объединить разные этносы (носители разного языка и верований)? По всей видимости, нужен закон, удовлетворяющий интересы всех. Таким законом является принцип справедливости.
Тут уместно снова вспомнить былые времена и культ Перуна, принесённый Рюриком на восток. Перун у вагров — это бог-судья. Священные дубовые рощи издревле служили местом судилищ. А славянская перуна — это молния, орудие возмездия клятвопреступникам. Кому как не Перуну олицетворять сакрализированный принцип справедливости?
Может быть поэтому русский народ так легко принял социалистические идеи, создав самую большую в мире державу и объединив под алыми (священный цвет русов) флагами СССР многие национальности?
Меч руса
В тёмную эпоху раннего средневековья не умевший сжимать в своих руках меча был обречён на рабство. Поразительно, но именно в эпоху средневековья уровень внутривидового насилия (число убийств себеподобных) достигло максимума, обогнав по этому кровавому показателю даже более ранние периоды истории.
Связано это с активным приростом численности населения, ростом числа городов, увеличением миграционных потоков и сохранением ментальности первобытного дикаря. Жизнь человека не стоила ничего. и чтобы научиться уживаться рядом друг с другом, не снимая при этом ничью голову с плеч, требовался длительный и жестокий период адаптации.
В эти непростые времена и складывался культ воина вместе со становлением самого воинского сословия. Русам с острова Руян выпала нелёгкая доля: небольшой остров с непригодными для земледелия территориями не мог прокормить целый народ. Зато он стал религиозным и культурным центром для всех западнославянских (а возможно и многих восточнославянских) племён, а князь руян, единственный из всех славянских князей, имел статус короля.
Удачное размещение острова позволило ему стать и торговым центром, а руянские морские дружины контролировали всё южное побережье Балтийского (Варяжского) моря. Сама история сделала руян воинами, обязав их защищать собственные интересы мечом и, в первую очередь, мечом добывать себе хлеб насущный.
Об этом нам сообщают и уже упоминаемые нами арабские историки, однозначно указывая на то, что русы не занимались ничем, кроме как войной и торговлей. А сам Руян очень напоминает славянский вариант Спарты.
Что русы передают своим детям?
Обратимся к символическому одариванию новорожденного сына руса мечом. Понятно — младенцу что меч, что соха — всё едино. Нечем ещё понимать разницу. А вот для отца, совершающего этот ритуал, не только хорошо видна эта разница, но и более чем очевидно: если сын не станет воином — род русов оборвётся. Меч для него символизирует воинские ценности и профессиональный навык, должные служить гарантами выживаемости.
Но сегодня, хвала Перуну (или кому там ещё?), не те времена. Не смотря на то, что выпуски новостей пестрят разного рода чернухой, статистика неумолимо подтверждает тот факт, что внутривидовая агрессия человека снизилась в 10 раз по сравнению с тёмными веками средневековья. Закон и общественная мораль всё же делают своё дело. И меч руса сегодня стал ещё более символичным, чем десять столетий назад.
Сегодня, как и в седой древности, всякий отец хотел бы передать своему сыну нечто такое, что гарантировало бы ему выживание, став источником силы и духовной опорой в жизни. И каждый передаёт что-то, что считает наиболее значимым. Для кого-то это деньги и дом. Для другого — готовый бизнес. Для третьего — премудрости священных текстов. А я считаю, что меч руса сегодня — это самостоятельность. Деньги и дом, бизнес и даже священные тексты — всё это однажды потеряет свою актуальность, и наш потомок отбросит их в сторону, как изрубленный жизнью щит, слишком тяжёлый, чтобы тащить его дальше, и ставший бесполезным в извечном споре с реальностью. Но тот меч, на навершии которого высечена руническая надпись с его именем — «самостоятельность» — будет вечно служить своему обладателю.
Рудияр
Статьи по теме:
Главное орудие воина и проблема самоопределения
Воинское искусство Руси
Аркона: дорога в будущее