Найти тему

9. Duolingo - урок за уроком. Basics/Основы 2

Предыдущий урок. Основы 1.

Урок 2.

Продолжаем закладывать основы португальского языка, чтобы найти общий язык с Бразильцами и жителями некоторых других стран.

1) Новые существительные:

(смотрите карточки со всеми словами урока дальше)

ЖЕНСКИЙ РОД
uma gata - кошка
uma chave - ключ
uma carta - письмо

МУЖСКОЙ РОД
um gato - кот
um livro - книга
um jornal - газета

Обратите внимание, что бразильцы, увидев котейку, скорее скажут gato, чем gata.

В слове chave CH читается как "ш". (прямо как у французов)

Буква Ll на конце слова читается своеобразно: больше похоже на русский "у". Так что jornal звучит как "жорнау" (ударение на "а"). Мне это напоминает речь людей, у которых не получается твердый звук "л", или (почему-то) белорусов.

Интересно, что многие существительные, обозначающий людей (и некоторые названия животных) могу иметь окончание мужского или женского рода (и сам род тоже меняется) в зависимости от пола:
um menino - uma menina (мальчик - девочка)
um gato - uma gata (кот-кошка)

Но с названиями предметов это не работает, например:
uma bola - мяч
um bolo - торт

2) В первом уроке нам показали неопределенный артикль, теперь дошла очередь до определенного.

В единственном числе:
ЖЕНСКИЙ РОД -
a
МУЖСКОЙ РОД -
o
a chave, a carta
o gato, o livro, o jornal

Если артикли для вас не совсем понятная штука, то можно примерно так:
Неопределенный артикль.
Его значение "
один", "какой-то", "любой", "один из миллионов других"...
Если сказать "
У меня есть ключ" - Eu tenho uma chave, то вы скорее всего ответили на вопрос "Что у тебя есть в кармане?" или дети хвастаются "Ах, у тебя есть ржавый гвоздь, а у меня есть ключ".
То есть, вы хотели сказать, что у вас есть именно ключ, а не карандаш или зубочистка.
Точно так же, при помощи неопределенного артикля мы идентифицируем предметы:
É um gato. - Это кот (а не тигр, как вы подумали).
И если вы попросили дать вам um jornal, то какую газету дадут, такую и читайте. Вы же любую попросили, лишь бы была газетой, а не счетом за ЖКХ, например.
Определенный артикль
Его значение "этот", "тот самый", "и так понятно какой, другого все равно нет/мы же про один говорили".
Если вернуться к истории с ключом, то
Eu tenho a chave - У меня есть ключ будет означать, что вас, к примеру, спросили как вы собираетесь открыть сейф (шучу) или войти в запертую квартиру. А вы не смутились: "А у меня ключ есть" - тот самый, который подойдет.
Если вы сказали, что посадили кота на диету, потому что под ним пол на кухне трещит, то назовете своего питомца o gato - он же у вас один такой, всем же ясно, что вы про конкретного кота говорите.
И если вы попросили дать o jornal, то:
- либо газета там всего одна, и вы ее попросили,
- либо, вы о какой-то газете говорили/услышали или увидели ее и просите ее посмотреть.
В разных языках свои дополнительные нюансы, но основная идея именно такова.

3) Глаголы в настоящем времени, новые формы (в 3 лице ед.числа)

В прошлый раз говорили о форме первого лица, то есть о том, что делаю Я - "eu".

Если вы говорите в 3 лице (он, она) или обращаетесь к собеседнику - ты/вы (você), а если совсем уважительно к более старшему человеку (o senhor/a senhora), то:

ГЛАГОЛЫ НА -ar получают окончание -a
ele fala (он говорит)
ela cozinha (она готовит)
você cozinha (ты готовишь/вы готовите)
o senhor/a senhora fala (вы говорите)

ГЛАГОЛЫ НА -er и -ir получают окончание -e
ela come (она ест)
você bebe (ты пьешь/вы пьете)
ele dorme (он спит)
o senhor pede (вы заказываете/просите)

То есть если записать формы в таком порядке:
инфинитив/eu/ela,ele,você,
то получится:
falar - falo - fala
cozinhar - cozinho - cozinha
comer - como - come
beber - bebo - bebe
dormir - durmo - dorme

pedir - peço - pede

Добавим:
ler (читать) - leio - lê
escrever
(писать) - escrevo - escreve

Наши особенные SER и TER:
ser - sou - é
ter - tenho - tem

Примеры:
Ela tem uma casa. - У нее есть дом.
A casa tem uma chave. - У (этого) дома есть ключ.
Maria é uma menina. - Мария - девочка.
O gato bebe leite. - (Этот) кот пьет молоко.
O homem lê um jornal e a mulher come uma maçã. - (Этот) мужчина читает газеты, а (эта) женщина ест яблоко.

Слова урока (было сложно решить какие картинки взять к ser - быть и ter - иметь, получилось не слишком оригинально, но, надеюсь, более-менее понятно):

-2

КАК ПРАКТИКОВАТЬСЯ?

К упражнениям прошлого урока можно добавить следующие:

1) Скучая в очереди в супермаркете, смотрите кто что сложил в корзину. Можно в транспорте по пути на работу похожим образом развлекаться. Пока словарный запас скудный, и множественное число не изучалось еще, но потом станет веселее.

A mulher tem um jornal. - У (этой) женщины есть газета.

Можно дать себе пять-десять секунд на рассмотрение окружающих, потом отвернуться (или зажмуриться) и описывать по памяти.

2) Составляете предложение и забиваете его в поисковую строку YouTube.

Например, я написала Uma menina bebe leite. Среди видео про младенцев нашла про кота:

Если я уже много слов знаю, то стараюсь понять целые предложения, повторить их. Если угадала значение новых слов, проверяю себя по словарю и радуюсь.

Поделитесь в комментариях составленными предложениями и видео, которые вы выбрали!

***

ОБНОВЛЕНИЕ!

Предлагаю вам несколько интерактивных упражнений. Можно перейти к ним по ссылкам под описаниями.

Упражнение 1

Это не совсем упражнение в привычном значении. На рулетке собраны все существительные из первых двух уроков португальского курса Дуолинго. Раскрутив рулетку, вы выбираете одну из картинок и дальше можете сами выполнить некоторые действия:

  • назвать слово, написать его или сказать его по буквам
  • назвать слово и определить его род
  • назвать слово и составить (записать) с ним предложение - чем интереснее, тем лучше

Здесь можно играть в паре или в классе. Если задание засчитано, то нажимаем Устранить, и слово исчезает с барабана. Можно играть до последнего слова.

-3

https://wordwall.net/ru/resource/22518996

Упражнение 2

К каждому рисунку надо подобрать несколько правильных фраз. Не пугайтесь корявости подсказки сверху - это издержки автоматических шаблонов.

-4

https://wordwall.net/play/22523/831/730

Упражнение 3

Помогите самолету влететь в облака с правильной грамматической формой (можно управлять мышкой, удобнее держать стрелку прямо перед носом самолета).

-5

https://wordwall.net/play/22537/298/972

***

Присоединяйтесь ко мне в Дуолинго:
https://invite.duolingo.com/BDHTZTB5CWWKSNMMPALA47UWUA

Следующий урок:
Урок 3. Фразы.

***
К КАТАЛОГУ ПУБЛИКАЦИЙ

***

Угостить автора чашечкой кофе:

Хоум 2200 5001 7004 1670

Obrigada do fundo do coração!

***