Найти тему
История моды с Марьяной С.

Прерафаэлиты и женские наряды

Женский наряд XIX века, какое бы мы десятилетие не брали, мог выглядеть очень эффектно, но при этом он сильно ограничивал тело и движения. Это, во-первых, тесные корсеты. Конечно, отнюдь не все и не всегда утягивались так, что было сложно дышать, но, тем не менее, жёсткий корсет на косточках не самая удобная вещь. Во-вторых, юбки. В середине века - пышные юбки на кринолинах, позднее - юбки с турнюрами, специальными подкладки пониже спины, делающие фигуру пышной сзади... Поэтому то и дело раздавались призывы реформировать женский костюм.

"Черви - козыри", Джон Эверетт Милле, 1872. Из коллекции Галереи Тейт
"Черви - козыри", Джон Эверетт Милле, 1872. Из коллекции Галереи Тейт

А в 1860-х в моду вторгается то, что назвали «эстетическим костюмом». Именно прерафаэлиты были одними из его главных пропагандистов, и именно он первыми стали использовать термин «artistic dress», что можно перевести как «художественный костюм».

Обращаясь в своих работах к прошлому, до-рафаэлевскому, до-ренессансному, к Средним векам, эти художники и своих моделей обряжали в длинные струящиеся платья и драпировки. Те не так искажали женские формы, как модный костюм, не так стесняли тело. Всё, что противоречило природе, отвергалось – это было одним из главных принципов! И многие дамы этого круга – и жёны, и натурщицы, ещё в 1840-х начали носить наряды в подобном стиле и в повседневной жизни. Отказывались от тугой шнуровки и корсетов, от каркасов под юбками, отказывались от ярких тканей, которые вошли в моду с изобретением анилиновых красителей.

"Закрытый показ на выставке в Королевской  Академии", Уильям Пауэлл Фрайт,1883. Из коллекции Королевской академии художеств. В центре - дамы в модных платьях, слева и справа - в "эстетических"
"Закрытый показ на выставке в Королевской Академии", Уильям Пауэлл Фрайт,1883. Из коллекции Королевской академии художеств. В центре - дамы в модных платьях, слева и справа - в "эстетических"

Кроме того, они обращались к костюму прошлых веков за вдохновением. Иногда такая одежда действительно была удобнее, иногда она была, скорее, экстравагантной. Ну, например, римское покрывало-палла. Или рукава с пышными пуфами у плеча или по всей длине. Или сложным образом драпированная спинка, переходящая в шлейф, т.н. «складка Ватто», модная в XVIII веке. Прослеживалось влияние то античного костюма, то средневекового, то ренессансного.

Замечу, что, несмотря на то, что поначалу прерафаэлиты, как следует из названия, обращались ко временам до Рафаэля, начиная с 1860-х некоторые члены братства начали вдохновляться именно Возрождением. Это находило отражениях и в нарядах.

"Синее шёлковое платье" (портрет Джейн Моррис), Данте Габриэль Росетти, 1868. Из коллекции Общества лондонских антикваров
"Синее шёлковое платье" (портрет Джейн Моррис), Данте Габриэль Росетти, 1868. Из коллекции Общества лондонских антикваров

Очень часто эти платья делались из тканей, окрашенных красителями естественного происхождения, и поэтому они были мягких, приглушённых цветов. Вместо модной пышной отделки (рюшей, воланов, кружев, бантов, искусственных цветов и прочего) – вышивка. Или вовсе без отделки. При этом ценился ручной труд. Ткани выбирали струящиеся, хорошо укладывающиеся в складки. Как писал Уильям Моррис, «одежда не может красивой, если она жёсткая; драпировка – вот что важно».

Картины прерафаэлитов становились всё популярнее. Так что в подобном стиле начинают одеваться не только женищны их круга, но и другие дамы из богемных и интеллектуальных кругов, например, актрисы. Или же просто светские львицы, которым хотелось создать впечатление, что они вращаются в богемных кругах.

Джейн Хьюз, Джордж Фредерик Уоттс, 1857-58. Уайтвик-Мэнор
Джейн Хьюз, Джордж Фредерик Уоттс, 1857-58. Уайтвик-Мэнор

Наряды в эстетическом стиле были удобными, не стесняли движений. Ну и, конечно же, дело было в настроении – в них можно было вообразить себя романтической героиней, в том числе и с полотен прерафаэлитов! Но, надо заметить, такие платья, которые предлагала, к примеру, фирма Либерти, всё-таки не были точными копиями с полотен прерафаэлитов, и не воспроизводили в точности наряды прежних эпох. Скорее, они заимствовали отдельные элементы, которые делали их более экзотическими. Ну и носили их без корсетов, кринолинов и турнюров. Часто у них также были широкие проймы и спущенная линия плеча, так что рукава не мешали поднимать руки высоко, в отличие от модных платьев. Однако при этом корсажи всё-таки могли быть на косточках, чтобы держать форму. В целом, можно сказать, эти платья всё-таки отражали современную им моду, которая продолжала меняться.

Леди Аделаида Тальбот, графиня Браунлоу, фредерик Лейтон, 1879. Белтон-Хаус
Леди Аделаида Тальбот, графиня Браунлоу, фредерик Лейтон, 1879. Белтон-Хаус

И уже одного того факта, что под такие платья часто не надевали корсет, было достаточно, чтобы они считались смелыми. Конечно, поначалу их носили исключительно дома. Однако постепенно они становились всё привычнее, и понемногу выбрались за пределы будуаров и гостиных. И носить их стали не только богемные дамы, но и те, кто хотел как-то внешне подчеркнуть отличие выбранного жизненного пути от стандартного. Ну, например, если женщина решала обзавестись профессией, бороться за изменения в обществе.... Но в конце концов даже обычные представительницы среднего класса научились находить в них свою прелесть.

Конечно, критики, бывало, отзывались об этих нарядах как о «странных, старомодных, неописуемых», но у них было много поклонников!

Продолжение следует. :)

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!