21 июня родился Александр Трифонович Твардовский (1910-1971).
И от беды и от победы -
Любой людской - нужна мне часть.
Чтоб видеть все и все изведать,
Всему не издали учась ...
"О сущем", 1957-1958
Писать он начал рано, в 1925 году в газете «Смоленская деревня» публикуется первое стихотворение «Новая изба». Твардовский получил Сталинские премии за поэмы "Страна Муравия" (1941 год), "Дом у дороги" (1947 год), Ленинскую премия — за поэму «За далью — даль» (1961 год), Государственную премию СССР — за сборник «Из лирики этих лет. 1959—1967» (1971 год). Но всенародную любовь и еще одну Сталинскую премию он получил за поэму "Василий Тёркин". Даже сейчас это звучит как пароль и отзыв: Твардовский - Тёркин.
Твардовский работал военным корреспондентом с 1939 года, с Финской войны. Уже тогда его стихи, которые публиковались в газете Лениградского военного округа «На страже родины», а позже изданные отдельным сборником, пользовались популярностью.
Стихи А. Твардовского пользовались на фронте исключительной популярностью. Сейчас, когда они собраны вместе, становится понятным «секрет» их успеха. Это очень простые и, как говорят, «доходчивые» стихи. Поэт рассказывает о том «ли ином боевом эпизоде или случае безыскусственно, скромно, ничем не украшая ни изображаемого события, ни собственной стихотворной речи.
Ю. Севрук, журнал "Детская литература", 1941 год, №5
В 1942 году Твардовский прибыл на Западный фронт для работы в редакции газеты «Красноармейская правда». В газете уже работал художник Орест Георгиевич Верейский. Твардовский привез первые главы поэмы о Тёркине и они стали публиковаться в газете. 4 сентября 1942 г. газета сообщила: «Александр Твардовский написал новую поэму — «Василий Тёркин». Сегодня мы начинаем её печатать». Верейский иллюстрировал главы, но это были не буквальные иллюстрации, а параллельный визуальный ряд, за которым легко угадывались обстоятельства и события, описываемые Твардовским.
Тёркин — кто же он такой?
Скажем откровенно:
Просто парень сам собой
Он обыкновенный.
Впрочем, парень хоть куда.
Парень в этом роде
В каждой роте есть всегда,
Да и в каждом взводе.
Но однажды Тёркин обрел собственное лицо. На кого же похож Василий Тёркин?
Как-то раз в редакции появился поэт Василий Глотов, приехавший к Твардовскому, чтобы показать ему свои стихи. Его сдвинутая набок пилотка,открытое лицо с веселой и умной улыбкой натолкнула Верейского на мысль, что именно так должен выглядеть Теркин. Художник сказал об этом Твардовскому. «Ты сначала нарисуй, а там посмотрим...» — сказал писатель. Верейский нарисовал. Теркин-Глотов понравился Твардовскому. Так возник знакомый нам всем герой знаменитой поэмы.
Журнал "Детская литература", 1970 год, №5
А в детскую литературу Василий Тёркин попал с легкой руки Самуила Яковлевича Маршака, который говорил о поэме: "Вся она до самых глубин лирична и широко, настежь открыта окружающему миру и всему, чем этот мир богат, она чиста, честна и потому очень близка восприятию школьника, хорошо бы дать «Теркина» ребятам, но не самым малым, а тем, кто постарше, кто станет солдатом."
О том, как Твардовский и его поэма вошли в круг детского чтения, вспоминает Борис Исакович Камир, с 1940 года работавший в Детиздате редактором.
Как-то летом сорок третьего года звонит мне Маршак и говорит: «Приходите завтра утром, у меня будет Твардовский, он на несколько дней приехал с фронта», И вот я еду к Маршаку, чтобы встретиться с Твардовским, договориться об издании «Василия Теркина». Ранним летним утром иду по улице Чкалова, захожу в парадное, звоню у двери. Мне открывает секретарь Розалия Ивановна, я вхожу в кабинет — там сидит Александр Трифонович: «Я голоден, как черт, а он еще не оделся!» Из другой комнаты доносится голос Маршака: «Розалия Ивановна! Дайте им поесть». Розалия Ивановна кричит из кухни,: «У нас ничего нет!» Сидим, ждем... Наконец появляется Самуил Яковлевич и, предъявив мне обычное обвинение; «Вы всегда опаздываете, не щадите меня, старика», здоровается с Твардовским и просит его почитать свою поэму. Александр Твардовский начинает читать, и какие взгляды бросает на меня Самуил Яковлевич — преисполненные восхищения талантом своего друга, любви к нему, но ловлю я в них и упрек себе: «Вы понимаете,что сейчас слышите? А ведь до сих пор ничего не сделали!»
"Моя профессия - редактор", журнал "Детская литература", 1980 год, №6
Твардовский, как автор "Василия Тёркина", получал огромное количество писем - читательских отзывов. Даже Иван Алексеевич Бунин, строгий и взыскательный читатель, в письме к писателю Н. Д. Телешеву так отзывается о поэме:
«Это поистине редкая книга. Какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всем и какой необыкновенный народный солдатский язык — ни сучка, ни задоринки, ни единого фальшивого, готового, то есть литературно пошлого слова!»
А любимой книгой самого Твардовского был сборник стихотворений Некрасова, который ему подарил отец, как второму (после отца) грамотею в семье, еще в 1920-м году. Долгое время Александр считал, что это "весь Некрасов", а на самом деле это был первый том двухтомника издания 1914 года.
Отец привез ее примерно в 20-м году с базара в Смоленске, куда она попала, должно быть, из какой-нибудь барской библиотеки. Отец, по-деревенски порядочно грамотный человек и любитель книг, выменял ее на картошку. — Ну, а вот это — тебе, — оказал он, разбирая и распределяя городские покупки.Я был очень обрадован и польщен: я считался вторым после отца грамотеем и книгочеем в семье и, кроме того, сам сочинял стихи.
А.Твардовский, "Заветная книга", 1932 год (журнал "Детская литература", 1970 год, №7
Читайте Александра Трифоновича Твардовского, смотрите диафильмы о нем и о поэме "Василий Тёркин".
Подписывайтесь на канал Национальной электронной детской библиотеки!
Автор: Илья Гавришин, зам. директора по информатизации и фондам Российской государственной детской библиотеки