Творчество – это способ выражения себя – не только своих чувств и эмоций, но индивидуальности и своего потенциала, тихо дремлющего в глубинах ДНК. Многие считают, что творческими людьми могут быть только те, кто занимается искусством.
Вот ты берешь в руки кисть и легким движением руки наносишь первый мазок, затем еще один и еще. Краски и формы смешиваются, проявляя невиданное ранее, так ты создаешь новое, подобное тебе и уникальное – это и есть творчество.
Правда, дело в том, что творчество не ограничивается искусством, особенно если рассматривать кисть и краски как метафору. Это становится понятным, если направить свое внимание вглубь, к основе. Творчество включает в себя воплощение в жизнь выявленных в процессе познания возможностей осуществления чего-либо. Творчество – это быть собой и проявляться в мире.
Каждый человек – творческий
Помимо жесткого соотнесения творчества с искусством есть и другие стереотипы, которые население сформировало в своем самосознании.
Например, всем вам хорошо известно слово «креативность», заимствованное из английского языка. Нередко вы можете слышать его различные формы в повседневной речи, из каналов информирования или даже в требованиях к вакансиям. Что же не так с этим словом?
По своей сути «креативность» несет урезанную смысловую нагрузку в сравнении с понятием «творчество»; тем более для человека, который большую часть своей жизни осваивал язык, на котором написана данная статья. Да, английское creativity действительно переводится как творчество, и, возможно, носители языка также глубоко его понимают, как и мы наш русский аналог.
Но калька, которая так стремительно вошла в нашу речь, значительно отличается от подлинного «творчества». «Креативность» в большей мере подразумевает под собой умение нестандартно мыслить, в то время как слово «творчество» несет в себе более глубинный смысл.
Творчество – это естественный процесс, который свойственен каждому человеку. В книге «От человекообразия к человечности» коллектива Внутренний Предиктор СССР говорится, что
творчество – это обретение, выработка и употребление нового прикладного знания в течение всей активной жизни.
То есть, способность человека интеллектуально обрабатывать информацию и применять ее на практике можно назвать творческим процессом. Интересно, что креативным может быть далеко не каждый, а вот творческим человек является с рождения.
Всю жизнь мы думаем, что творчество касается только искусства и других похожих сфер деятельности. Со временем это понятие настолько потеряло свой изначальный смыл, что сейчас осознание творчества, как интеллектуальной обработки, будоражит ум еще сильнее.
Концептуальный аналитик, экономист и политолог Михаил Викторович Величко утверждает, что процесс рассуждения развивает творческий потенциал человека. Когда мозг находится в режиме интеллектуальной обработки информации, относительно нее человек формирует определенное мнение. В таком случае он начинает рассуждать и самостоятельно приходить к какому-либо выводу. Так происходит процесс формирования своего уникального взгляда, отличающегося от взглядов и мнений других.
То есть, творческий потенциал по Величко – это способность человека приходить к чему-то новому, формировать новые идеи. По сути своей, творчество – это процесс создания чего-то непохожего и уникального. Не только создание искусства, но приход к новому знанию во время рассуждения и применение его на практике, также будет актом творчества.
Мыслящий человек – творческий человек.
Нужно ли развивать творческий потенциал
Ныне в современном мире существует тенденция притупления мыслительного процесса и интеллектуальной обработки информации человеком, а соответственно и притупления его творческого потенциала.
Наше сознание захламляют петабайтами информационного мусора, заранее однобоко разжевывают ответы на многие вопросы, даже не дав обществу хорошенько подумать над темой. Ныне человек, который умеет быть по истине творческим представляет некую форму угрозы устоявшейся системе, о чем еще можно много и долго говорить.
Известный американский психолог Абрахам Маслоу придерживался мнения, что творчество, свойственно каждому человеку и что под воздействием системы воспитания, образования и других социальных практик большинство из нас теряют способность к творческому мышлению.
Как сказали Аркадий и Борис Стругацкие,
«нельзя ожидать сколько-нибудь серьезного изменения массового человека, пока господствуют формы воспитания и образования, выработанные еще троглодитами. Новый человек может быть сформирован только новой педагогикой, а прорывы в нее пока удручающе редки и неуверенны, и их без труда, почти автоматически душит непроворотная толща педагогики старой, насквозь пропитанной древними и древнейшими мифами и предрассудками…».
Оно и верно. Сам факт того, что истинное понятие творчества было искажено уже о многом говорит. Один раз повлияв на поколение, исказив его картину мира ложными информационными потоками, влиять на последующие поколения уже не потребуется – с этим разберется воспитательный процесс родителей, которые как раз и стали жертвами пропаганды. Но последствия неправильного воспитания можно исправить.
На одной из своих лекций Михаил Викторович Величко рассказал, что творческий потенциал человека должен сопровождаться инициативой, затем – волей. Сначала человек проявляет инициативу развить свой творческий потенциал, но одной ее мало. Чтобы подняться с дивана и начать что-то делать, понадобится сила воли. Здесь то многие и проваливаются.
Наличие волевых качеств у человека – чуть ли не важнейший фактор в его творческом становлении. Каждый человек способен на интеллектуальную обработку, о которой мы говорили выше. Но не каждый способен применять полученные знания на практике. Кому-то эта способность хорошо дается и ее даже можно считать одаренностью, ну а кто-то не может этим похвастаться. Потому-то здесь и важна сила воли, которая поможет вам саморазвиваться.
Как научиться быть творческим
Однозначного ответа на этот вопрос дать настолько же непросто, насколько непростой является сама тема творчества, а искажение подлинных смыслов только дальше отводит от него.
Российский учёный в области нейронауки, психолингвистики и теории сознания Татьяна Черниговская на одной из своих лекций рассказала, как развить в себе способность мыслить не шаблонно, а творчески:
1. Дать мозгу «свободу». Первое, чем мы можем сами себе помочь – это перестать блокировать свои мысли. Если вам в данный момент хочется думать не о творчестве, а о спорте – пожалуйста. Дайте своим мыслям свободно протекать в вашем сознании.
2. Не смотреть на авторитет. Если кто-то знает больше, это еще не значит, что только он сможет прийти к чему-то новому и уникальному. Не стоит смотреть на авторитетные лица и думать, что только такие интеллектуалы способны на созидание.
3. Снять когнитивный контроль, не боятся ошибок.
«Творческие люди учатся сами. Они – авантюристы и испытатели. Любят рисковать, изучать неизведанные области, не боятся оппозиционных знаний» – говорит Татьяна Черниговская.
Что готовы посоветовать мы? Наверное, первое и самое важное – не вестись на медийную пропаганду. Это касается как телевидения, так и социальных сетей.
На человека каждый день ссыплется информационный мусор и притупляет его способность интеллектуально обрабатывать ту крупицу истинной информации, которую пытаются донести до общества немногие заботящиеся об истине люди. Для начала сократите время проведения за экраном телевизора и в соцсетях на пару часов, затем и вовсе откажитесь от этого мнимого удовольствия, используйте сервисы по назначению.
Второе – не бойтесь делать шаг на встречу новому и неизведанному, быть не таким как все; не бойтесь мыслить иначе и делать ошибки, ведь они – наши учителя. И главное – помните, что творчество – атрибут каждого, поэтому наш следующий, возможно, и весьма тривиальный совет – будьте творческими, во всем и всегда!