Найти тему
Толкачев. Истории

Cтихи 10 поэтов о смерти. Что раскрывается, если метафоры соединить?

Антонио Переда "Сон молодого человека, или Жизнь - это сон"(Деталь).
Антонио Переда "Сон молодого человека, или Жизнь - это сон"(Деталь).

«Мысли о смерти» - звучит чудовищно!

В народе говорят, такие мысли лучше «отгонять». Оно, конечно, правильно. Но поэты! Они не научились это делать…

Десять разных поэтов написали стихи о смерти. Расшифровали код смерти. Создали метафоры смерти.

Поражался и поражаюсь, как они сдернули занавес над этой тайной. Как многое прояснилось, и затуманилось вновь!

У Александра Пушкина - [сердечная печаль]

Пора, мой друг, пора! покоя сердца просит —

Летят за днями дни, и каждый час уносит

Частичку бытия, а мы с тобой вдвоём

Предполагаем жить, и глядь — как раз — умрем.

На свете счастья нет, но есть покой и воля.

Давно завидная мечтается мне доля —

Давно, усталый раб, замыслил я побег

В обитель дальную трудов и чистых нег.

У Михаила Лермонтова - [последний сон]

Пора уснуть последним сном,

Довольно в мире пожил я;

Обманут жизнью был во всем,

И ненавидя и любя.

У Афанасия Фета – [ночь безрассветная]

Я в жизни обмирал и чувство это знаю,

Где мукам всем конец и сладок томный хмель;

Вот почему я вас без страха ожидаю,

Ночь безрассветная и вечная постель!

У Джона Китса - [меланхолия]

Когда страшусь, что смерть прервёт мой труд,

И выроню перо я поневоле,

И в житницы томов не соберут

Зерно, жнецом рассыпанное в поле,

Когда я вижу ночи звёздный лик

И оттого в отчаянье немею,

Что символов огромных не постиг

И никогда постигнуть не сумею…

У Александра Блока – [бессмысленная канитель]

Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века -
Все будет так. Исхода нет.

Умрешь - начнешь опять сначала
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.

У Валерия Брюсова - [судьба]

…Ты слышишь, друг, в вечернем звоне:

«Своей судьбе не прекословь!»

Нам свищет соловей на клёне:

«Любовь и Смерть, Смерть и Любовь!»

У Сергея Есенина – [тишь и благодать]

Мы теперь уходим понемногу
В ту страну, где тишь и благодать.
Может быть, и скоро мне в дорогу
Бренные пожитки собирать.

Милые березовые чащи!
Ты, земля! И вы, равнин пески!
Перед этим сонмом уходящих
Я не в силах скрыть моей тоски…

У Марины Цветаевой – [путь]

Два цветка ко мне на грудь
Положите мне для воздуху.
Пусть нарядной тронусь в путь, –
Заработала я отдых свой.

У Николая Панченко – [досада]

Я, наверно, уйду, не достроив своих кораблей.

Проплыву над толпою в сколоченной наскоро лодке.

Мне всегда не хватало ни черных, ни белых морей —

Мне мешали дышать эти мерные пальцы на глотке.

Оттого, как с гвоздя, я, срываясь, лечу в пустоту.

И покуда лечу это полное смысла мгновенье —

будто дело в руках,

будто первое слово во рту,

будто девственных губ ощущаю щекой дуновенье.

У Ричарда Бротигана - [кромешный мрак]

Умирать –

это как автостопом

приехать ночью

в незнакомый город,

где холодно,

льёт дождь,

и ты опять

один.

Внезапно

все фонари на улице

гаснут,

и наступает

кромешный мрак,

такой,

что даже здания

боятся

друг друга.

Вслед за метафорами появились новые ощущения. Когда думаешь на такую тему - обращаешься к тайне - чувствуешь магию - обретаешь то, о чем не подозревал - какая-то из метафор ведет по новой дорожке - по-другому пишешь.

И я нашел подтверждение этому.

«… Китс говорил, что единственный способ по-настоящему видеть красоту мира — это меланхолия. Если бы мы спросили Китса, какая роза прекраснее — искусственная или живая, он бы сказал: живая — потому что она умирает. Жизнь мимолетна и заканчивается смертью — это грустно, но в этом и заключена вся магия».
(Эрик Уилсон «Против счастья: восхваляя печаль»)