Алексей Логинов – о тренере с тысячью лиц.
Когда я слышу, что Марко Джампаоло – «ноунейм», то вспоминаю лето 2015 года. Тогда «Наполи» возглавил Маурицио Сарри, и далеко не все итальянские журналисты одобрили выбор Аурелио Де Лаурентиса. А как же они радовались, когда неаполитанцы набрали всего два очка в трех стартовых турах! После очередной неудачи пресса ждала крови. Никогда не забуду лицо Маурицио Пистокки – в студии он выглядел самым счастливым человеком на свете:
– Да что вы хотите! Этот Сарри был только четвертым в списке президента – вслед за Унаи Эмери и остальными!
Через несколько дней начался взлет Маурицио Сарри. Восхождение, которое продолжается до сих пор. Кто знает, не повторит ли его судьбу и Марко Джампаоло?
Но Фортуна его не балует. Вся биография нынешнего тренера «Милана» – бег с препятствиями. Стоит ему выйти на новый уровень, как жизнь ставит очередной барьер. Марко ничего не получал просто так, а недостаток таланта всегда компенсировал трудом. Именно так его воспитали родители – скромные разнорабочие из Абруццо (отец – каменщик, мать – оператор на текстильной фабрике), которые эмигрировали в Швейцарию. Но когда Марко был год, семья вернулась в Италию и обосновалась в маленьком приморском городке Джулианове.
Его детство словно целиком взято из фильма «Амаркорд»: побережье Адриатики, рыбацкие шхуны, соленый ветер и запах свежей рыбы. Праздник покровителя Джулиановы – святого Флавиана – отмечали всем городом. А еще запомнились зимние штормы, за которыми Марко любил наблюдать, сидя на берегу. Бушующие волны, одна за другой, докатывались до его ног. Отец говорил: «Вода – лучший труженик. Рано или поздно она добьётся своего, ведь у нее неиссякаемое терпение».
В семье Джампаоло исповедовали традиционные ценности: честность, серьезность, достоинство, трудолюбие и умение держать слово. Впоследствии эти качества проявились у Джампало-тренера. Несмотря на сложное финансовое положение, Марко и его младшего брата Федерико отправили в детскую команду Джулиановы. Однажды они нашли на дороге кошелек с деньгами и принесли домой, но отец велел отдать его в полицию.
У Федерико был талант – он выступал в серии А, дважды переходил в «Ювентус» и даже вызывался в молодежную сборную Италии. Из Марко же получился посредственный футболист.
В течение десяти лет его мотало между сериями С1 и С2 и лишь год он провел в серии B. Про него говорили: «Полузащитник с неплохой техникой и выдающейся щедростью». Что это: похвала или критика? Скорее всего, второе, учитывая засилье закрытых схем в низших лигах, в которых игрок центра поля не имел права быть щедрым. Наконец, в 30 лет мучения Марко завершились – он серьезно повредил лодыжку и закончил карьеру.
В тот день его судьба могла сложиться в точности, как в песне Франческо Де Грегори – La leva calcistica della classe ’68:
Кто знает, сколько в жизни ты еще увидишь
Печальных футболистов, которые ничего не выиграли
И повесили бутсы на гвоздь.
Они сейчас смеются в баре,
И с десяти лет влюблены в женщину,
Которая им никогда не ответит взаимностью…
Однако Марко не пошел в бар, у него были другие планы – близкий друг Иво Якони посоветовал поехать учиться в Коверчано. Эти слова попали в благодатную почву, ведь он сам мечтал об этом уже десять лет.
А всему виной – Арриго Сакки. Марко было всего двадцать и он делал первые шаги в «Джулианове», когда в соседний город Асколи-Пичено нагрянул «Милан». Как не поехать, чтобы своими глазами посмотреть на чудака, про которого столько писали! Джампаоло был поражен: «россонери» играли в футбол, который отличался от всего, чему его учили тренеры. Много лет спустя он назовет Grande Milan – недостижимым идеалом, самой совершенной командой, которую ему когда-либо удалось увидеть. Думал ли он, что однажды окажется на месте мистера Сакки?
Другим источником вдохновения Джампаоло стала «Пескара» середины 1990-х, где одно время играл его брат Федерико. Тренер «дельфинов» – Джованни Галеоне – едва ли не самая таинственная фигура в кальчо конца ХХ века. Достаточно сказать, что Массимилиано Аллегри и Джан Пьеро Гасперини считают его своим учителем.
Сакки и Галеоне. Они как вода и масло. Многие пытались совместить их футбол, но выходило абсолютно несъедобно. Джампало также придумал концепцию: от первого взял высокую оборону, взаимозаменяемость и стремление захватывать инициативу, от второго – ставку на техничных полузащитников и владение. В теории все выглядело красиво. А на практике?
Джампаоло удачно начал – после нескольких лет работы помощником тренера в разных командах его позвали главным в «Асколи», с которым он и поднялся в серию А. Потом был еще один полезный опыт – сотрудничество с президентом «Кальяри» Массимо Челлино, который по отношению к тренерам напоминает одиозного Маурицио Дзампарини. Как результат – три отставки за полтора года. Настоящий взлет случился с «Сиеной» – Джампаоло установил клубный рекорд по набранным очкам в серии А. Немедленно поползли слухи о приглашении в «Юве». Спортивный директор «бьянконери» Алессио Секко несколько раз встречался с Джампаоло, они обсуждали будущую схему «Юве» 4-3-1-2, в которой центральное место отводилось бразильцу Диего. Однако в последний момент руководство «Синьоры» предпочло Чиро Феррару. Так история кальчо пошла по другому пути.
Для Джампаоло все обернулось еще хуже, чем для Феррары – он завалил старт следующего сезона и был уволен из «Сиены». Неудачным стало и его назначение в «Катанию», причем не только по результатам – под руководством Марко команда показывала скучный футбол. Летом 2011 года его позвали в «Чезену», где он тоже не задержался. В девяти турах набрал три очка – очередная отставка.
Марко уехал домой – в Джулианову, где у него началась депрессия. Тренер, который никому не нужен. Его идеи не работали. Почти два года он бродил босиком по пляжу и смотрел на море. В 40 лет жизнь закончена. Ниже падать было некуда, но он не знал, что самое страшное его ждет впереди. Однажды в доме Джампаоло раздался звонок. Это был старый друг – тот самый Иво Якони:
– Марко, вчера я говорил о тебе с президентом «Брешии» Джино Кориони. Нужно встретиться.
Приятелям пришлось долго убеждать Кориони, но в итоге стороны подписали двухлетнее соглашение. Основное условие – возвращение «Брешии» в серию А. Однако Марко недооценил болельщиков «бьянкоадзурри», которые любили его предшественника – Алессандро Калори. Вместо того чтобы встретиться с лидерами ультрас, Джампаоло пошел на обострение конфликта, взяв в помощники Фабио Галло. Этот футболист когда-то выступал за «бьянкоадзурри», а потом перешел в стан злейших врагов «Брешии» – в «Аталанту». Бомба замедленного действия.
Рвануло, когда Джампаоло, по своему обыкновению, неудачно начал сезон. Роковым стало домашнее поражение от «Кротоне». Баннер с изображением Калори – на курве, драка на стадионе, оскорбления со стороны ультрас – всего этого было достаточно, чтобы утром Марко не пришел на тренировку. Он выключил мобильный телефон и сутки был вне доступа.
Никто не знал, что и думать. Кориони заявил, что в свои 76 лет не видел ничего подобного. К дому тренера отправились сенаторы: Караччоло, Будель и Дзамбелли, но им никто не открыл, причем жалюзи на окнах были опущены. Даже Якони не мог дозвониться до своего друга. Пресса терялась в догадках: «Где Джампаоло? Он забаррикадировался в доме в Брешии или же уехал в Джулианову?» Выдвигались самые невероятные версии.
Один фермер будто бы видел Джампаоло недалеко от Боско-Кьезануовы, что рядом с Венецией. Марко был босой, с голым торсом, жадно ел тунца из банки и громко чавкал. Другой свидетель утверждал, что встретил Джампаоло под Миланом. Друзья же уверяли, что он находится в Джулианове.
Хотя официально клуб выразил тренеру поддержку, фактически он вел двойную игру и занял сторону тифози. Кориони же и вовсе поступил непорядочно, объявив, что Джампаоло сбежал без веских оснований. А когда через несколько дней тренер вернулся в расположение команды, он узнал, что уволен. Марко был в бешенстве, связался с редакцией La Gazzetta dello Sport и дал скандальное интервью. Он говорил, говорил…
«Я ушел, чтобы не предавать футбол. Меня выставили психом, но я оказался слишком проницательным».
«Просто я не вижу себя в этом диком футболе. Достоинство – вот то, что у меня всегда будет на первом месте».
«Это было унизительно, неприемлемо, клуб обязан был защитить меня. В воскресенье я остался дома в Брешии, но мое молчание было использовано клубом в своих целях».
«В итальянском футболе есть вредные привычки, которые он никак не может искоренить. И это не вина болельщиков. Это вина клубов, которые следуют этой политике».
В кальчо есть негласное правило – критикуй болельщиков, футболистов, арбитров, чиновников FIGC, да хоть всю систему, но не смей нападать на клубы. Естественно, что после такой выходки Джампаоло больше никуда не приглашали. Удивительно, что его приютил «Кремонезе», но это было лучшее, на что он мог вообще рассчитывать. Lega Pro. Самое дно. Идеальное место, чтобы окончательно деградировать.