Алексей Логинов – с продолжением истории тренера с тысячью лиц.
Все изменилось весной 2015 года, когда Де Лаурентис договорился с Сарри. Президент «Эмполи» Корси обратился к Маурицио за советом –кого бы тот порекомендовал в качестве преемника. Будущий тренер «Ювентуса» неожиданно назвал Джампаоло, мотивировав это тем, что тот знает схему 4-3-1-2. Корси задумался, сделал пару звонков и вновь пришел к Сарри. Тот настаивал:
– Пригласите Джампаоло, президент. Тогда «Эмполи» останется в серии А.
Корси нехотя кивнул.
Накануне старта сезона «Эмполи» считался аутсайдером, ведь команду покинули ведущие футболисты: основной вратарь Сепе, два защитника – Хюсай и Ругани, плеймейкер Вальдифьори и центральный полузащитник Весино. Кроме того, у клуба был один из самых скромных бюджетов в лиге.
Однако с Джампаоло «Эмполи» заиграл в футбол будущего. Команда не отсиживалась в обороне, а бесстрашно шла в атаку. Тосканцы покоряли публику, восхищали и буквально влюбляли в себя. И самое удивительное – эта красота уживалась с результатом. Первый круг «адзурри» закончили на восьмом месте, набрав на 11 очков больше, чем при Сарри.
Игру «Эмполи» следует разобрать подробнее, ведь пока это – жемчужина творчества Джампаоло. Марко бережно отнесся к наследию Сарри, взяв за основу его модуль 4-3-1-2. Однако было недостаточно воспроизвести геометрию. Прежде всего, нужно было компенсировать кадровые потери. Наполовину обновленная линия обороны – Мариу Руй, Коста, Тонелли и Лорини – сохранила привычную надежность. Удачной находкой стал взятый в аренду у «Ромы» польский вратарь Скорупски, который провел лучший сезон в карьере. Более фундаментальные изменения произошли в полузащите – здесь появились сразу три новичка. Паредес занял позицию перед обороной, заменив Вальдифьори. Зелиньски вытеснил из стартового состава Кроче, а роль Весино досталась Бухелю. А вот в группе атаки сохранилась конфигурация времен Сарри – Сапонара, Маккароне и Пуччарелли.
Один из основных принципов Джампаоло – стремление удержать мяч в начальной фазе владения. Скорупски было запрещено выбивать его далеко вперед, за исключением особых ситуаций. Даже тогда, когда соперник прибегал к высокому прессингу. В этом случае «адзурри» конструировали треугольники (а чаще ромбы), которые в конечном итоге и определяли игру команды. Джампаоло хотел, чтобы в любой момент времени у футболиста, владеющего мячом, было два-три варианта для развития атаки. Именно поэтому Паредес оставался сзади, а крайние защитники не спешили выдвигаться вперед. Вот почему термин «высокая защита» был справедлив по отношению к «Эмполи» только тогда, когда речь не шла о начальной фазе игры.
В случае успешного преодоления прессинга, перед средней линией стояла задача как можно быстрее доставить мяч группе атаки. Для этого один из двух центральных полузащитников выдвигался вперед, стараясь как можно дальше увести за собой опекуна. Второй же располагался достаточно широко, чтобы растянуть чужую оборону. Подобный прием часто использовал и Сарри. Инновация же Джампаоло состояла в том, что вертикальные передачи больше не являлись прерогативой реджисты.
В его версии «Эмполи» все происходило наоборот – Паредесу не требовалось постоянно искать варианты для форвардов. Более того, часть диспетчерских функций была возложена на центральных защитников. Именно они (чаще всего Тонелли) – секретное оружие, которое позволяло Паредесу и К° продвигаться так далеко, чтобы создавать численное преимущество на чужой половине поля. С высоты птичьего полета казалось, что «Эмполи» танцевал – сначала шаг назад, потом два-три вперед. Максимальная степень автоматизации давала «адзурри» возможность заморочить этими перемещениями противника.
Примечательно, что роль центральных защитников в атакующей фазе не ограничивалась лишь длинными передачами. При необходимости они шли вперед, используя дриблинг. Потом следовала скидка на одного из полузащитников, который в касание старался протолкнуть мяч в трекварти, где дело было уже за Сапонарой. Интересно, что Сарри в «Наполи» использовал тот же прием – в роли «блуждающего центрального защитника» у него выступал Кулибали. Дриблинг был важнейшим оружием тосканцев, которые по проценту его удачного использования (72%) находились в числе лидеров серии А. Только «Ювентус» прибегал к этому приему чаще, но при гораздо большем среднем времени владения мячом.
Другое важное новшество Джампаоло – в «Эмполи» оба нападающих убегали на фланги, чтобы освободить зону Сапонаре, который в этот момент занимал позицию центрфорварда. В «Наполи» же Сарри отказался от этого приема, чтобы не преуменьшать роль Игуаина.
Один из базовых постулатов философии Джампаоло – команда спокойно относилась к потере мяча. Для «Эмполи» это не было поводом сломя голову бежать назад, как поступают некоторые аутсайдеры. Напротив, футболисты тут же начинали отбор на половине поля соперника. Сарри всегда подчеркивал, что если группа атаки и полузащита располагаются правильно, то незапланированная смена владения – идеальный момент для начала прессинга. Джампаоло в полной мере придерживался этой идеологии. Однако подобная тактика уязвима, когда соперник резко переводит мяч на противоположную сторону поля.
Если же все-таки было нужно отступать, то команда двигалась синхронно, сохраняя компактность между линиями. При этом форварды старались замедлить атаку соперника, а Сапонара опекал реджисту противника. «Мяч должен находиться как можно дальше от нашего дома» – известная фраза, приписываемая Арриго Сакки, который культивировал данный подход в 1980-х.
Влияние мэтра чувствовалось и в другом элементе тактики «Эмполи» – построении в две линии во время прессинга. При этом модуль 4-3-1-2 трансформировался в 4-3-3. Чаще подобное происходило в матчах против тех команд, которые не использовали классического плеймейкера перед обороной.
Вопреки всем прогнозам, «Эмполи» закончил сезон на десятом месте – выше, чем при Маурицио Сарри. Джампаоло ушел в «Сампдорию». Там он, как обычно, тяжело стартовал, оказался на грани отставки, но в решающий момент, благодаря голу Бруну Фернандеша на 95 минуте, сумел переломить ситуацию и удержаться на скамейке генуэзского клуба.
Два десятых места и одно девятое вроде бы не дают основания полагать, что в Генуе Джампаоло добился успеха. Однако не стоит забывать, что ему пришлось уживаться с Массимо Ферреро – одним из самых экстравагантных владельцев клубов в Италии. Кроме того, Марко работал в условиях текучки кадров и в то время, когда над клубом висела угроза продажи.
Немаловажен и финансовый результат его деятельности. Например, после первого сезона Джампаоло в «Самп» были проданы Шкриньяр, Муриэль и Шик (около 90 млн), тогда как в усиление было вложено лишь 40 млн (Андерсен, Капрари, Рамирес и Сапата). Это никак не сказалось на текущих результатах и позволяло клубу держаться на плаву.
Этой весной «Сампдория» претендовала на Лигу Европы и набрала на шесть очков больше, чем год назад. Но главное – под руководством Марко в Генуе прогрессировали молодые игроки (Андерсен, Прат, Линетти), что может быть востребовано для нового проекта «россонери».
Учитывая прошлый опыт Джампаоло, «Милану» следует придерживаться следующей модели поведения:
- Не нервничать в случае провального старта чемпионата.
- Обеспечить тренеру защиту от нападок ультрас и прессы.
Судя по тому, что вместе с Джампаоло в «Милан» пришел Федерик Массара – старый приятель Марко по «Фиделис Андрии», за второй пункт не стоит беспокоиться.
А вообще Джампаоло – не тот тренер, которого можно выгодно преподнести болельщикам и спонсорам. А еще для его футбола требуются техничные и весьма дорогие игроки, особенно в средней линии. И из нынешних полузащитников «Милана» разве что Бонавентура и Чалханоглу подходят под его модель. Футболисты же силового плана, вроде Кессиэ, могут искать другие варианты продолжения карьеры.
Кто же такой Марко Джампаоло? Интроверт, немного не от мира сего, молчун, погруженный в себя. В этом он – полная противоположность весельчака Синиши Михайловича, который уже через несколько недель после подписания контракта завел в «Милане» множество друзей и на потеху тифози выплясывал под кричалку: «Кто не скачет, тот – «нерадзурро»».
Иногда из таких людей, как Джампаоло, получаются выдающиеся актеры. Примеры тому – Одри Хепберн, Джонни Депп и Киану Ривз. А все потому, что они по-настоящему вживаются в предлагаемый режиссером образ, а не играют бесконечное число раз самого себя.
Эту особенность тренера «Милана» подметил мой друг – итальянский журналист Алан Бизио. Он запустил флешмоб, посвященный Марко Джампаоло, и выложил множество фотографий, где тот похож на самых разных персонажей.
Кого там только нет! Станнис Баратеон, Джон Рэмбо, Эмилиано Моретти, Роберто Манчини, Царь Леонид, Паоло Кессисоглу, Джиджи Буфон, Николас Кейдж, Жан Рено, Тони Монтана, Матье Фламини, падре Пио, Джек Николсон, Джованни Фальконе и даже Сквидвард Тентаклс из мультсериала «Губка Боб».
Какова же миссия Джампаоло? В 1987 году Сильвио Берлускони пригласил в «Милан» Арриго Сакки. Мэтр строил команду на основе идеальной модели – «Болоньи» Джиджи Майфреди. Спустя несколько лет Майфреди оказался в «Ювентусе». Сакки выиграл два Кубка чемпионов и перевернул наше представление об игре. Майфреди же провалился в Турине и сегодня его помнят лишь знатоки.
Спустя 30 лет история повторяется. Только вместо scuola sacchiana в Италию пришла мода на sarrismo. Маурицио Сарри возглавил «Ювентус». Его последователь Марко Джампаоло – уже в «Милане». Если теория о больших циклах в кальчо верна, не исключено, что хотя бы одному из этих тренеров удастся расшевелить итальянский футбол. Другого же ждет забвение. Вот тогда мы и узнаем: действительно ли вода – лучший труженик? Или же в наше безумное время терпение – слишком большая роскошь для суперклубов?