Несмотря на попытки обновить свой флот более современными кораблями,самыми мощными кораблями норвежских ВМС к началу Второй мировой войны по прежнему оставались два броненосца береговой обороны постройки начала века.
Ну не было тогда у норвегов нефти и газа Северного моря,жили скромно и скудно,насколько позволяли возможности.
Броненосцы типа «Норге» ( Norgeklassen), иногда также обозначаются как тип «Эйдсвольд» ( Eidsvoldklassen) — довольно типичные скандинавские броненосцы береговой обороны. Построили их в Англии ,на верфях "Армстронг Уитворт"
Построено всего 2 штуки-
«Норге» ( Norge )
спущен на воду31. 03.1900
«Эйдсвольд» ( Eidsvold )
спущен на воду 14.06.1900
Вступили в строй в 1900-1901 гг. Ровесники века однако.Погибли в один день-9 апреля 1940 от немецких торпед с эсминцев Z22 и Z21 соответственно.
Итак, «Норге» ( Norge )
Водоизмещение — 3 645 т стандартное, 4 165 т полное. Длина 94,6 м, ширина 15,4 м, осадка 5,38 м.
Бронирование — пояс: 152 мм; палуба: 51 мм; башни главного калибра: 203 мм, основания башен: 152 мм; казематы: 127 мм; боевая рубка: 152 мм.
Вооружение — артиллерия: 2 × 208-мм/44, 6 × 150-мм/46, 8 × 76-мм, 4 × 47-мм; минно-торпедное вооружение: 2 × 457-мм торпедных аппарата
Никаких данных о том что до 1940 кто то озаботился установкой хотя бы зенитного вооружения на эти корабли обнаружить не удалось.
Они были обречены.
В начале Второй мировой войны Норвегия заявила о строгом нейтралитете. Пыталась лавировать между интересами Англии и Германии. Но выгодное стратегическое положение страны( контроль над всеми северными морями) сделало нападение одной из сторон практически неизбежным. Англо-французы готовили полярный корпус,а Гитлер- операцию "Везер". Немцы начали первыми. 9 апреля 1940- после молниеносной оккупации Дании началась война на территории Норвегии.
Здесь нас сегодня интересует незамерзающий порт Нарвик- важнейший пункт на севере страны.
Немецкая эскадра в 9 эсминцев под командованием капитана Бонтэ и с 2000 горных егерей на борту подошла к городу ранним утром-по старой немецкой традиции в 4 часа утра.
В это время в гавани Нарвика стояли на якорях броненосцы береговой обороны “Норге” и “Эйдсволль”. Старшим морским начальником являлся капитан 2 ранга Пер Аским, волею обстоятельств одновременно занимавший четыре должности: командира броненосца “Норге”, дивизиона броненосцев, группы Уфут-фьорда и командующего 3-м военно-морским округом. Под его началом было еще 2 подводные лодки( В-1 и В-3 )и 3 небольших сторожевика («Михаэль Саре», «Кельт» и «Сенья»). Никаких противоторпедных заграждений выставлено не было.
Как норвеги собирались защищать порт-неизвестно.
Получив сообщение с “Кельта” о приближении немецкого соединения, Аским приказал “Эйдсволлю”выйти из порта, а сам на флагманском корабле занял позицию в глубине Нарвикской гавани, чтобы держать под прицелом орудий вход в нее. Три оставшихся в его распоряжении эсминца коммодор Бонте повел к Нарвикской гавани, но в 05:15 на их пути возник “Эйдсволль”. Хотя стояла ненастная погода, а видимость не превышала нескольких кабельтовых, для норвежцев появление германских кораблей не оказалось неожиданным. Грянул выстрел из 210-мм орудия броненосца. Водяной фонтан поднялся перед носом одного из эсминцев, “Тиле” и “Арним” тотчас развернулись и скрылись в снежной пелене. Флагманский “Вильгельм Хайдкамп” застопорил машину и поднял примирительный сигнал “Высылаю шлюпку с офицером“, заставив норвежцев прекратить огонь.
Немецкий парламентер капитан 3 ранга Генрих Герлах из штаба Бонте сообщил командиру “Эйдсволля” капитану 2 ранга Одду Виллоху, что немцы пришли как друзья и защитники, но предложил разоружиться. Виллох связался с Аскимом, но тот повторно приказал встречать противника огнем. Получив такой ответ, Герлах спустился обратно в шлюпку. Отойдя на безопасное расстояние, он выстрелил в воздух красную ракету, за которой без промедления последовал двухторпедный залп флагманского эскадренного миноносца. Следы торпед были почти не видны - густая утренняя дымка стелилась над водой. Удар пришелся в район носовых пороховых погребов “Эйдсволля”. Страшный взрыв разнес старый корабль на куски. Из всей команды удалось спастись только шестерым морякам, 177 человек погибло.
Около 05:45 в бой с двумя германскими эсминцами, пытавшимися приблизиться к пирсу, вступил“Норге”. Залпы устаревших орудий ложились перелетами. Броненосец успел выпустить пять 210-мм и семь 150-мм снарядов. “Бернд фон Арним” ответил своим 127-мм калибром и выстрелил семь торпед. Пораженный двумя из них, “Норге” перевернулся и затонул вместе со 102 членами экипажа. Шлюпки германских эсминцев и стоявших в Нарвике торговых судов спасли 89 человек, в том числе и Аскима. С гибелью “Норге” сопротивление прекратилось. Норвежские подводные лодки противодействия высадке не оказали и позже ушли в Харстад.
“Георг Тиле” и “Вильгельм Хайдкамп” вошли в гавань и начали высадку. Нарвик удалось взять, практически не встретив сопротивления. Прогермански настроенный комендант Нарвика полковник Сундло дал приказ о капитуляции всех норвежских войск и лично явился в немецкий штаб. В 8:10 Дитль сообщил по радио немецкому командованию о взятии Нарвика. Не обошлось без курьезов: буквально на глазах у упоенных быстрой победой немцев из города вышли около двухсот не желавших сдаваться солдат, к которым прибилось еще двое моряков с броненосца “Норге”.
Высаженные за городом десант горных егерей должен был захватить две береговые батареи норвежцев. Вдоволь налазившись по скалам немцы обозначенных на карте батарей не нашли. Упс.... План то был,но с финансированием возникли проблемы,не успели тех батарей построить...
А ведь могли норвежцы иметь на флоте и более современные корабли.Перед Первой мировой войной также в Англии были заказаны два современных броненосца-4900 т., два 240-мм/50 орудия модели «Е» в одноорудийных башнях, средний калибр – четыре 149,1-мм/50 орудия .
Броненосцы, названные «Нидарос» (Nidaros) и «Бьёргвин» (Bjørgvin), заложили в мае и июне 1913 года соответственно. Работа шла быстро, спуск состоялся в августе и июне 1914 года, а потом началась война. Англичане испытывали большую нужду в кораблях для действий у берегов Фландрии и выкупил броненосцы за 370 тыс. фунтов стерлингов за штуку – две трети контрактной стоимости. В британском флоте они стали "Глэттоном" и "Горгоной". Корабли причисли ко вновь возрожденному классу мониторов. Но это совсем другая история...
Бой в Нарвике поставил жирную точку в истории броненосцев береговой обороны.Авиация,торпеды и мины...От них тихоходные бронированные корабли были беззащитны.
Не забывайте ставить лайк и подписываться на канал!
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам
Выпуски "Морской коллекции"-(кликабельно)-
Линейные корабли. Самый большой и бесполезный. "Ямато".
Линейные корабли. Последний из могикан. "Вэнгард"
Линейные корабли. Морские гиганты Дунайской монархии.
Линейные корабли. Первый среди лучших."Дредноут"
Линейные корабли.Самые маленькие.И вива Эспанья!
Линейные корабли. Несчастливая "Императрица"
Линейные корабли.Итальянский аристократ."Данте Алигьери"
Линейные корабли.Мсье Совершенство ."Ришелье".
Линейные корабли.Королева идет на войну."Куин Элизабет".
Линейные корабли. Столько не живут! "Айова" BB 61.
Линейные корабли. Две жизни "Альмиранте Латторе".
Броненосцы береговой обороны. Неуязвимый "Вяйнямёйнен".
Броненосцы береговой обороны.Героический "Нильс Юэль".
Броненосцы береговой обороны. И вся королевская рать. "Густав V".