Найти в Дзене

Великое древо.

Часть 4.

Подобно Магу-Страннику, мы останавливаемся перед красочным Деревом Жизни Старших Арканов Таро и видим пирамиду цветных изображений, знаков и непонятных букв чужого алфавита. Но что же такое это Дерево? Может градация излучений (эманаций) Бога? Разные его аспекты? Ступени космической лестницы бытия? Весь мир? Дерево познания Добра и Зла? Космический Человек? Пожалуй оно есть всё это вместе и не есть что-то из этого отдельно. Допустим, что Дерево – это лишь мифическое описание появления разнородности мира с Одной трансцендентальной сущности. Описание процесса самоидентификации Бога, касательно которого мы употребляем слова-отмычки, говоря, он - Один, Единый, Вечное ничто, Совершенная полнота, Абсолют и т.д. Каббала величает его Ен-Соф - Голова Бога, пустотой и полнотой одновременно, с отсутствием черт, которые можно было бы охарактеризовать какими либо словами. Это состояние парадоксально для человеческого сознания, состояние Целой Пустоты Мира без слов – мира, о котором лучше молчать. Чем больше о нём говорят, тем меньше понимают, что он есть.

Обратимся к одной из легенд Каббалы, повествующей о создании Мира. Это поможет в будущем проще выходить из текущего Договора, но об этом позже. Так, согласно этим легендам, из середины Ен-Соф появилась мысль, воля о создании разных форм бытия, чтобы исследовать их. С этим было связанно жгучее желание самореализации Бога в Бытии, вызванное первым дыханием и произнесённым звуком – Алеф – первой буквы древнееврейского алфавита, от которой происходит имя Бога Элоим (нужно заметить, что известных человечеству божественных имен много и каждое из них несет лишь часть силы Единого. Кроме, так называемых истинных имен, есть еще множество титулов, связанных с отдельными аспектами божественной власти).

И тогда решил Бог самоограничиться, чтобы дать место Миру. Он отстранился от себя и, если обратиться к образным сравнениям каббалы, оделся в видимые одежды, в излучаемый из него Бескрайний Свет Ен-Соф Аур. Этот Свет можно называть эманациями Бога или как-то по другому, суть дела не меняет.

«Так когда Святой, пусть будет благословенно имя его, захотел сотворить мир, он породил сокрытый свет, из которого произошли и распространились другие световые тела» - так суммирует этот этап развития Космоса один из рассказов Зогар.

Книга Зогар (Книга Сияния) написана на арамейском языке. Среди 4 языков, с помощью которых можно изучать духовные меры ( язык танахический, язык Талмуда, язык Агады (легенд) и каббалистический) язык Каббалы самый эффективный и самый прямой.
Книга Зогар (Книга Сияния) написана на арамейском языке. Среди 4 языков, с помощью которых можно изучать духовные меры ( язык танахический, язык Талмуда, язык Агады (легенд) и каббалистический) язык Каббалы самый эффективный и самый прямой.

Из этого Света, который невозможно увидеть глазом (мы бы сказали из потока первобытных фотонов), родилось 9 эманаций божьего существа (сефирот), которые изображены графически в виде Дерева Жизни. Каббалистическое Дерево Жизни поддерживается тремя столбами (держится на трех столпах): двумя крайними (столпы мужской активной и женской пассивной природы космоса) и средним – посредническим, который соединяет элементы. На этих столбах отдыхают сефироты, соединенные «мистическими тропами» - каналами взаимовлияний и взаимодействий, обозначенных 22 буквами древнееврейского алфавита.

Средний столп венчает сефирот Кетер (Корона), которая отождествляется с Волей, источником излучения, поскольку в нём лучится Бескрайний Свет. Он главенствует над всеми формами бытия, есть Дух ( YHVH - Йод-Хей-Вав-Хей - «я тот, кто есть») Бога или сознание собственного существования, для которого остаток миров имеют черты неполных. Чуть ниже, на левом – женском – столпе находится сефирот Бина – Интеллект, на правом – мужском – сефирот Хокма – Мудрость. Этот второй сефирот олицетворяет экспансивность энергии, которая излучается из Кетер (Короны). Он свидетельствует о участии Бога в творческом процессе. В книге Зогар этот сефирот называется семенем, которым Бог оплодотворит лоно женского сефирот Бина – Интеллект. Только после оплодотворения Интеллекта (Бина) Мудростью (Хокма) родились другие сефироты. Отсюда можно сделать полезный вывод о первоначальных шагах Путника по направлению к саморазвитию. Ему необходимо превратить стяжательство отдельных знаний (информации) в мудрость (способность видеть конечную на этапе цель).

Корона (Кетер), Интеллект(Бина) и Мудрость (Хокма) разом составляют первую триаду сефирот Дерева Жизни.

Вторая триада – это размещённый на левом столпе сефирот Гебура, или Сила, прикрепленный к правому столпу сефирот Хесед – Любовь и размещённый чуть ниже, на среднем столпе, сефирот – Тиферет – Красота.

Гебура (Сила) – часто отождествляется с Космическим Законом; это – моральная сила, которая поддерживает порядок (лад) в мире. Хесед (Любовь) – это проявление милосердия Творца к сотворённым им созданиям, а также моральный закон, Десять заповедей, которые велят людям искать Божью любовь и отвечать на неё тем же чувством. Эту триаду опекает сефирот Тиферет – Красота. Тут Бог смягчает свои слишком бурные чувства «ревнивой любви», и также непомерную суровость и силу Космического Закона, который карает грешников. Тиферет служит для того, чтобы Бог мог смотреть через него на мир, очарованный красотой и праведностью своего дела.

Древо Сефирот и его соотношения с Арканами Таро и планами бытия.
Древо Сефирот и его соотношения с Арканами Таро и планами бытия.

Последняя триада сефирот (Ход-Слава, Нецах-Победа и Есод-Основа) формирует эфирную космическую действительность и создаётся (осуществляет) для того, что многим людям является как персонификация Бога, Личность, Царь, Властелин своих защитников или Правый Отец. Эти сефироты репрезентуют «царский» аспект Бога, Властелина Мира, который определяет время существования космоса и его конец, которому предшествует Страшный Суд и воскресение мертвых.

Последний сефирот Малькут находится в самом низу среднего столпа. В каббале Малькут (Царство) трактуется как Шехина – женский аспект Бога, в углублении которой находится Бог, познавая наивысшее блаженство. Малькут – это Царство Божье, место вечного отдыха, веселья, радости, Единства и Полноты, про которую говорил Иисус.

«Когда вы достигните того, что два станут одним (душа и тело), когда достигните того, что внутреннее станет внешним, а то, что внешнее, станет, как внутреннее, а то, что выше – таким, как то, что ниже, когда вы достигните того, что мужчина и женщина превратятся в Одного, как бы мужское не было мужским и женское женским… тогда вы все войдёте в Царство».

Эта схема Древа Жизни – описание, где не учтено динамики Древа, сцепления и разбега сефирот на «мистических тропах», взаимодействий. Дерево Жизни живое, колышется, трепещет. Сефироты кружатся вокруг Короны (Кетер), отталкиваются один от другого, посылая другим эманациям лучистую творческую энергию. Они – будто людской организм, который попадает под влияние артериального давления, мышечной усталости, эмоционального подъёма и меланхолии.

В каббалистических текстах Дерево приравнивается к изображению Космического Человека, Адама (Адам Кадмон), сотворённого по образу и подобию Того, кто Есть. Корона (Кетер) символизирует голову, Хокма (Мудрость) и Бина (Интеллект) – плечи, Тиферет (Крастота) – туловище, Хесед (Любовь) – правую руку, Гебура (Сила) – левую руку, Нецах (Победа) и Ход (Слава) – ноги, Есод (Основа) – детородные органы, Малькут (Царство) – полноту человеческого бытия того, кто ради медитации и познания открыл в себе Дерево Жизни и ушёл в странствовать «мистическими тропами» к высшим сефиротам, аж до последней эманации Бога «Даат», до просветления (11-ая "ложная" сефира Древа Жизни, хранящая "отражения" всех основных сефирот Древа).

Почти все соответствия с Древом Сефирот. Даат (Врата Бездны) занимает пустое пространство в центре шестиугольника сфер, составляющих верхнюю половину Древа Жизни.
Почти все соответствия с Древом Сефирот. Даат (Врата Бездны) занимает пустое пространство в центре шестиугольника сфер, составляющих верхнюю половину Древа Жизни.

Теперь Странник всматривается, ошеломлённый, на лучащееся ослепляющим светом разноцветное Дерево Жизни. Он знает, что древнееврейские буквы на Старших Арканах символизируют «мистические тропы», которые соединяют сефироты. Догадывается, что карты Дурня, Мага, Папессы и Императрицы выражают какие-то связи, которые возникают между Короной (Кетер), Мудростью (Хокма) и Интеллектом (Бина). Вспоминает, что карта Мир символизирует дорогу в Царство Малькут на обратном пути. Если он получил основные знания про каббалу, на его лице появляется улыбка (я знаю больше и лучше). А если не знает про неё ничего, чувствует себя замороченным, сердито смешивает карты и думает: «зачем это всё?». Это чудесно. Вопрос: «зачем?» открывает ТРОА (древнеевр.)– арку (врата) системы Таро.

Продолжение следует...

Часть 1 - здесь.

Часть 2 - здесь.

Часть 3 - здесь.

Леса
8465 интересуются