Больше 450 экспонатов и почти шпалерная развеска картин. До середины сентября главное здание Пушкинского музея «превратилось» в особняк в Большом Знаменском переулке, который чуть больше века назад благодаря купцу Сергею Щукину стал настоящим музеем современного искусства. Уникальная коллекция мецената, которая сегодня оценивается в фантастические $5 млрд, «воссоединилась» в Пушкинском спустя несколько десятилетий после ее разделения. Рассказываем, как Щукин «заболел» собирательством, за что над ним «потихоньку издевались» и как он дал дорогу русскому авангарду.
— Когда-то эти картины уже висели неподалеку от Пушкинского музея.
Уникальная коллекция хранилась в Большом Знаменском переулке, в особняке купца и мецената Сергея Щукина. После Октябрьской революции собрание перешло специально созданному Первому музею новой западной живописи. А в 1948-м коллекцию поделили между двумя городами — Москвой и Санкт-Петербургом. В столице часть картин вошла в собрание Пушкинского музея, в столице северной — Эрмитажа. И вот одна из наиболее значительных коллекций искусства европейского модернизма вновь «воссоединилась».
— Сергею Щукину удалось собрать феноменальную коллекцию.
Меньше чем за 20 лет русский торговец текстилем приобрел 256 произведений импрессионистов и постимпрессионистов, фовистов и кубистов. Причем собирать живопись он начал уже после сорока лет. Коллекционирование увлекало не его одного. В Пушкинском музее представлены произведения, которые собирали братья Сергея Щукина — Петр, Дмитрий и Иван. Старые мастера Дмитрия Щукина, русские и восточные древности Петра Щукина, шедевр Эль Греко из распроданного сто лет назад собрания самого младшего из братьев Ивана Щукина — прелюдия к работам модернистов, купленным самым страстным представителем выдающейся семьи московских коллекционеров.
— Несмотря на то, что в экспозицию вошло огромное число работ — больше 450 — Белый зал музея отдан одной единственной картине.
И это «Танец» Анри Матисса. В 1909 году Щукин рискнул заказать французскому художнику огромные декоративные панно с обнаженными фигурами для лестницы своего особняка. Коллекционер искренне верил, что живописи Матисса принадлежит будущее. В 1910-м в письмах художнику Щукин писал:
«Из-за вас надо мной понемногу издеваются. Говорят, что я причиняю вред России и русской молодежи, покупая ваши картины. Я надеюсь когда-нибудь победить, но надобно еще несколько лет борьбы».
— Пик увлечения живописью Гогена пришелся на самую трагическую пору жизни Сергея Щукина.
Покой и нега «экзотических цветов вечного лета» должны были действовать умиротворяюще на коллекционера, роковым образом терявшего близких. В 1906 году, похоронив младшего сына, Щукин купил полную чувственной прелести картину «А, ты ревнуешь?».
После новой трагедии — скоропостижной смерти любимой жены — «Королеву» и огромный холст «Сбор плодов». «Картины сдвинуты одна к другой, и сначала не замечаешь даже, где кончается одна и где начинается другая — кажется, перед тобой одна большая фреска, один иконостас», — писал искусствовед Яков Тугендхольд.
— Сергей Щукин был крупнейшим в мире коллекционером работ Пабло Пикассо.
Ему принадлежало 51 полотно испанского художника — больше в те годы не было ни у кого из частных собирателей. Щукин отдавал предпочтение «радикальному» Пикассо, обозначившему новое художественное направление — кубизм.
Но затем «обратился» вспять — к голубым и розовым полотнам. В 1913 году, забыв про тесноту в особняке, Щукин приобрел двухметровое полотно «Три женщины», одно из ключевых произведений художника той поры. Творческая мощь, царившая в зале Пикассо в доме мецената, буквально «изгоняла» произведения любых других художников. Такое соседство могли выдержать, как ни странно, лишь картины Анри Руссо и африканские статуэтки, также приобретенные Щукиным. «Когда входишь в комнату Пикассо галереи Щукина, охватывает чувство жуткого ужаса. Перед картинами Пикассо я думал, что с миром происходит что-то неладное, чувствовал скорбь и печаль гибели старой красоты», — вспоминал Николай Бердяев.
— В 1912 году Щукин поразил Москву, привезя из Франции полотна художника-самоучки Анри Руссо.
Чуткий коллекционер верно угадал направление, которому принадлежало будущее — наивное искусство. А последним увлечением Щукина стал Андре Дерен.
Меценат заикался. И художница Наталья Поленова вспоминала такой эпизод. Коллекционер демонстрировал только что доставленный из Парижа «Портрет неизвестного, читающего газету». Щукин стоял перед Дереном и кричал: «Весь Пи-пи-пи-кассо меркнет перед этим по-по-по-ртретом!».
— Начало Первой мировой войны и последующая эмиграция Сергея Щукина во Францию положили конец его собирательской деятельности.
Коллекция осталась в России и была национализирована. Но важным результатом помимо того, что лучшие картины начала XX века оказались в России, было и то, что щукинское просветительство положило начало русскому авангарду. Талантливая молодежь увидела в особняке в Большом Знаменском переулке иную живописную культуру. А разрыв между западным и российским искусством стал сокращаться.
Подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать еще больше интересного!
Хотите научиться понимать современное искусство? Покупайте нашу книгу, которая написана простым языком со множеством интересных примеров — «Как понимать современное искусство и как перестать его бояться» — в магазине Cubed в арт-пространстве Cube.Moscow (здание отеля The Ritz-Carlton, минус второй этаж), Читай-городе, магазине «Москва» или Лабиринте.