Найти тему
Морская коллекция

Броненосцы береговой обороны. Неуязвимый "Вяйнямёйнен".

Неожиданно появившаяся на карте Европы независимая Финляндия
вынуждена была уже самостоятельно заботиться о своей безопасности-в т.ч и охране протяженного морского побережья. По опыту соседних скандинавских стран остановились на необходимости построить пару собственных броненосцев береговой обороны.

Назвали корабли по именам героев финского эпоса "Калевала"-братьев Вяйнямейнена и Ильмаринена.

В проекте пытались соединить достоинства шведских "Густавов" и датских "Нильсов".Получилось более-менее удачно и с учетом местного театра военных действий. Обводы сделали более ледокольными, вооружение максимально мощным ,а размеры минимальными ,прочность конструкции усилили . Пожертвовали бронированием-осталось всего 51 мм в районе пояса.

Хотя строительство происходило на финской верфи в Турку,все элементы конструктора были импортными- в условиях широкой межгосударственной кооперации-силовое оборудование поставлялись немецкими фирмами, вооружение и броня-датскими,шведскими,британскими.

Водоизмещение,скорость хода Вяйнямёйненов были весьма близки к датскому "Нильс Юэль",вооружение-к шведскому "Густаву-V" .Для обеспечения высокой маневренности традиционные паросиловые установки были заменены дизель-генераторами,которые питали гребные электромоторы: это позволяло в широком диапазоне менять направление и скорость хода без изменения режима работы дизелей.Броненосцы Вяйнямёйнен стали первыми в истории боевыми кораблями с дизель-электрической установкой и газотурбинным наддувом дизелей.

Всего построено два брата-как в эпосе "Калевала"-

«Вяйнямёйнен» ( Väinämöinen)

заложен 15.10.1929 ,спущен на воду 28.12.1930 ,вступил в строй 31.12.1932. Продан СССР в 1947 году

«И́льмаринен» ( Ilmarinen )

заложен 08.1929 ,спущен на воду 28.12.1930 ,вступил в строй 12.1932 , Подорвался на мине и затонул 13 сентября 1941 года

-2

-3

-4

Итак, «Вяйнямёйнен» ( Väinämöinen)

Водоизмещение 3900 т (нормальное) / 4000 т (полное)Длина92,96 мШирина16,92 м.Осадка4,5 м.Броирование-Пояс: 51 мм,
башни: 102 мм,
палуба: 12,7—19 мм,
рубка: 125 мм.Двигатели2 вала, 4 × дизельно-электрических установок «Крупп» в 4700л.с. Скорость 15узлов,Дальность700миль,Экипаж 330 человек,Вооружение
-4 × 254-мм (2 × 2),
8 × 105-мм (4 × 2),зенитные- 4 ×40мм Виккерс( позднее заменены на "Бофорс" ,2 × 20-мм Мадсен

-5

Главными орудиями Вяйнямёйненов были 4 254-мм орудия фирмы "Бофорс".Вес орудия составлял 37 тонн,вес установки-25.4 тонны.Максимальный угол возвышения составлял 50 градусов,дальность стрельбы 31 километр(162 кабельтовых).Скорострельность орудий-3 выстрела в минуту,сами же орудия размешались по 2 орудия на башню.

-6

-7

-8

-9

-10

-11

-12

-13

-14

-15

-16

-17

-18

-19

"Ильмаринен" и "Вяйнямейнен" были самыми крупными кораблями финского флота,для страны это был символ ее морской мощи,предмет национальной гордости.

В Зимнюю войну оба броненосца , закамуфлированные под снег, стояли в порту Турку и своими зенитками усиливали ПВО города. Только в феврале 1940 года этот город подвергся бомбардировкам 61 раз. Броненосцы потерь не понесли. Иногда фланировали вдоль берега,сторожа его от русского десанта.Причем весьма успешно.Советская авиация с 30 ноября 1939-с первого же дня войны пыталась уничтожить "братьев". Оперативным планом КБФ № 5/оп от 23 ноября 1939 г. финские броненосцы определялись в качестве основной цели для подводных сил и авиации БФ .Но ни одного попадания добиться не удалось. Ни одна из почти 63 тонн бомб не попала в цель. Все бомбы падали, как правило, не ближе 50 м от борта броненосцев. Собственные потери в ходе налётов составили три сбитых и девять повреждённых самолётов. Основная проблема-трудность обнаружения небольших кораблей в сложном рельефе береговой линии при отменном финском умении маскироваться-особенно зимой.С тех пор и у наших и у финнов возникла мистическая вера в неуязвимость броненосцев. Хотя советское командование объясняло неуязвимость кораблей противника сильным зенитным вооружением и малыми размерами .

В 1941 ,в начале войны, броненосцы бомбардировали советские базы в Ханко и т.д.. Но после того как во время операции «Нордвинд» по захвату Моонзунда "Ильмаринен"13 сентября подорвался на мине и затонул( Вместе с флагманом погибли 13 офицеров, 11 мичманов, 65 старшин и 182 матроса. Спаслось лишь 132 человека, среди них командующий флотом и командир корабля ),"Вяйнямейнена" больше к боевым походам не привлекали. Основной задачей финского командования стало спрятать его от советской авиации. В 1942—1944 годах корабль составлял основу «Соединения Вяйнямёйнен», действовавшего в прибрежных районах Финского залива .

За "Вяйнямейненом" охотилась и авиация флота и армейские разведгруппы,но натыкались либо на искусные макеты либо на немецкий крейсер ПВО "Ниобе"-который 16.07.1944 благополучно и потопили( и даже представлений на награды наштамповали на всех причастных)-ибо доложили наверх что таки затопили финского наглеца.

Все масштабные усилия оказались напрасными-"Вяйнямейнен" прошел всю войну без единой царапины"!

Парижский мирный договор 1947 лишил Финляндию права на крупные боевые корабли и финнам пришлось продать его. Покупателем стал СССР.

Под названием "Выборг" (22.04.1947 вступил в строй) корабль прослужил в советском флоте до 1966,когда был сдан на слом.

Причем до 1949 он числился броненосцем береговой обороны-а после-монитором.

Не забывайте ставить лайк и подписываться на канал!

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам

Выпуски "Морской коллекции"-(кликабельно)-

Линейные корабли. Самый большой и бесполезный. "Ямато".

Линейные корабли. Последний из могикан. "Вэнгард"

Линейные корабли. Морские гиганты Дунайской монархии.

Линейные корабли. Первый среди лучших."Дредноут"

Линейные корабли.Самые маленькие.И вива Эспанья!

Линейные корабли. Несчастливая "Императрица"

Линейные корабли.Итальянский аристократ."Данте Алигьери"

Линейные корабли.Мсье Совершенство ."Ришелье".

Линейные корабли.Королева идет на войну."Куин Элизабет".

Линейные корабли. Столько не живут! "Айова" BB 61.

Линейные корабли. Две жизни "Альмиранте Латторе".