Найти в Дзене
Тургенев

Книги режиссера Юрия Норштейна

Оглавление

Однажды японские издатели предложили Юрию Норштейну выпустить книгу лекций о мультипликации и мировой культуре.

Об этом узнал президент одного российского банка и предложил Юрию Борисовичу спонсорскую помощь в издании книги в России. Так в 2012 году появился двухтомник «Снег на траве». В Японии книга так и не вышла.

Где и как можно получить двухтомник с автографом Юрия Норштейна – в конце поста.

Из предисловия автора:

«Снег на траве» – книга о мультипликации, о её образной метафизической силе. Разговор идёт о соединении различных культур, в контексте которых, на мой взгляд, произрастает мультипликация.

Том I

В первом томе «Снега на траве» главы, посвященные фильмам «Цапля и журавль», «Ёжик в тумане», «Сказка сказок», а также философская часть «Феномен изображения».

Это не искусствоведческая монография, в привычном смысле, а умная и теплая беседа режиссера с читателем о многомерности жизни, о том, как она прорастает в фильмы, насыщая телесностью и оживляя их.

Истории создания фильмов переплетаются с воспоминаниями из жизни, довольно подробными описаниями технологий, секретов мастерства. На хорошей бумаге отпечатаны листы с раскадровками, фотографии.

Иллюстрации из книги «Снег на траве» (I том)
Иллюстрации из книги «Снег на траве» (I том)

Ниже на фото – двор старого дома из детства Норштейна в Марьиной роще, ставшего прототипом домика в фильме «Сказка сказок».

Иллюстрация из книги «Снег на траве» (I том, стр. 245)
Иллюстрация из книги «Снег на траве» (I том, стр. 245)

Иллюстрация из книги «Снег на траве» (I том, стр. 245). Художник Франческа Ярбусова
Иллюстрация из книги «Снег на траве» (I том, стр. 245). Художник Франческа Ярбусова

В фильме мы видим не просто похожие очертания дома (схожесть это не первостепенно), а переживаем состояние, которое режиссер и художник переплавляют в кинокадры. Авторы воссоздают не просто типичный барак Марьиной рощи, они передают ощущение времени. Время в этом фильме тактильно.

Двор покинутого дома, лицо волчка после отъезда машин, и такая тишина, что от одного чиха взлетают голуби, шуршание листьев под ногами, скрип швейной ножной машинки, на которой волчок качается в задумчивости, каждая живая деталь, сцепляясь с другой, создают осязаемую многомерность времени. Волчок живет между прошлым и настоящим в каком-то ирреальном пространстве воспоминаний, в котором мы пребываем порой, сами того не замечая.

И когда, почему Волчок появился – не знаю. Хотя это персонаж из детства. Персонаж... Герой этот жил в моем детстве. Мне кажется, что в доме, из которого я уехал, он так и остался жить. И я даже не знаю, что с ним стало, когда дом сломали. Потому что в каждом доме есть, должен быть свой домовой.

Из книги «Снег на траве» (I том, стр. 243).

Том II

Во втором томе режиссер рассказывает о фильмах «Шинель» и «Зимний день».

Юрий Борисович снимает «Шинель» с 1981-го года. Столь долгий путь связан с проблемами финансирования, творческим перерывом Франчески Ярбусовой (главного художника всех фильмов Юрия Борисовича), с авторскими поисками. Есть надежда, что фильм скоро будет готов.

Фильм по «Шинели» Гоголя это не буквальное воспроизведение текста писателя, а свое собственное прочтение Гоголя Норштейном, проживание и пропускание через себя, об этом режиссер пишет в книге.

Я пережил ужас от фразы Акакия Акакиевича: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?». «Обижаете» может сказать только ребенок, но не взрослый человек, и в детстве эта несочетаемость героя и слова поразила меня больше, чем история с воровством шинели и мертвым чиновником. Несочетаемость, неожиданность, о которой я говорил в связи с мультипликацией. И сквозь несоответствие проскакивает молнией абсолютная физическая достоверность. Тут момент истины, истинности искусства.

Из книги «Снег на траве» (II том, стр. 9).

Из книги «Снег на траве» (II том)
Из книги «Снег на траве» (II том)
Акакий Акакиевич поселился во мне со всеми своими слабостями и удовольствиями, своими вшами, почесываниями, позевываниями. Это не образ. Точнее, это уникальный образ. Это просто живой человек. И фильм о рождении, жизни и смерти... Если он все-таки будет когда-нибудь.

Из книги «Снег на траве» (II том, стр. 11).

Из книги «Снег на траве» (II том)
Из книги «Снег на траве» (II том)
Мы с детства знаем события Шинели, но мне хочется узнать, что произошло с Акакием Акакиевичем, как это было, все подробности событий, и мне хочется узнать это из фильма, который мы делаем. Звучит парадоксально. Казалось бы, я должен себе представлять будущий фильм лучше, может быть, чем кто-либо из членов нашей съемочной группы, но на самом деле я не знаю, как будут развиваться события внутри фильма, какие подробности откроются вокруг героя и в его поведении. Я предполагаю, что он будет двигаться от одной точки к другой, но как это случится, не знаю. Я хочу это знать.

Из книги «Снег на траве» (II том, стр. 15).

Где купить «Снег на траве»

Двухтомник «Снег на траве» продается на официальном сайте Юрия Норштейна, там указаны магазины в Москве и Питере. Книги можно купить на сайте за 4500 рублей, а не за 8000 (как в некоторых инет-шопах).

За 3600 рублей «Снег на траве» можно приобрести в студии Юрия Норштейна (адрес и схема проезда).

По субботам Юрий Борисович сам продает книги, открытки и разный мерч, пишет добрые слова, раздает автографы. Так он собирает деньги для работы студии. Но это бывает не каждую субботу, следите за объявлениями на сайте и на страничке в facebook.

Вот немного фотографий из студии. Мне довелось побывать там в 2015 году. Фото плохого качества, увы, но атмосферу можно почувствовать.

-9

Фотографии чиновников – это материалы для фильмов (мимика, строение лица и так далее). А может, и прототипы персонажей :-)

-10
Юрий Борисович Норштейн подписывает книгу
Юрий Борисович Норштейн подписывает книгу