Однажды японские издатели предложили Юрию Норштейну выпустить книгу лекций о мультипликации и мировой культуре.
Об этом узнал президент одного российского банка и предложил Юрию Борисовичу спонсорскую помощь в издании книги в России. Так в 2012 году появился двухтомник «Снег на траве». В Японии книга так и не вышла.
Где и как можно получить двухтомник с автографом Юрия Норштейна – в конце поста.
Из предисловия автора:
«Снег на траве» – книга о мультипликации, о её образной метафизической силе. Разговор идёт о соединении различных культур, в контексте которых, на мой взгляд, произрастает мультипликация.
Том I
В первом томе «Снега на траве» – главы, посвященные фильмам «Цапля и журавль», «Ёжик в тумане», «Сказка сказок», а также философская часть «Феномен изображения».
Это не искусствоведческая монография, в привычном смысле, а умная и теплая беседа режиссера с читателем о многомерности жизни, о том, как она прорастает в фильмы, насыщая телесностью и оживляя их.
Истории создания фильмов переплетаются с воспоминаниями из жизни, довольно подробными описаниями технологий, секретов мастерства. На хорошей бумаге отпечатаны листы с раскадровками, фотографии.
Ниже на фото – двор старого дома из детства Норштейна в Марьиной роще, ставшего прототипом домика в фильме «Сказка сказок».
В фильме мы видим не просто похожие очертания дома (схожесть – это не первостепенно), а переживаем состояние, которое режиссер и художник переплавляют в кинокадры. Авторы воссоздают не просто типичный барак Марьиной рощи, они передают ощущение времени. Время в этом фильме тактильно.
Двор покинутого дома, лицо волчка после отъезда машин, и такая тишина, что от одного чиха взлетают голуби, шуршание листьев под ногами, скрип швейной ножной машинки, на которой волчок качается в задумчивости, – каждая живая деталь, сцепляясь с другой, создают осязаемую многомерность времени. Волчок живет между прошлым и настоящим в каком-то ирреальном пространстве воспоминаний, в котором мы пребываем порой, сами того не замечая.
И когда, почему Волчок появился – не знаю. Хотя это персонаж из детства. Персонаж... Герой этот жил в моем детстве. Мне кажется, что в доме, из которого я уехал, он так и остался жить. И я даже не знаю, что с ним стало, когда дом сломали. Потому что в каждом доме есть, должен быть свой домовой.
Из книги «Снег на траве» (I том, стр. 243).
Том II
Во втором томе режиссер рассказывает о фильмах «Шинель» и «Зимний день».
Юрий Борисович снимает «Шинель» с 1981-го года. Столь долгий путь связан с проблемами финансирования, творческим перерывом Франчески Ярбусовой (главного художника всех фильмов Юрия Борисовича), с авторскими поисками. Есть надежда, что фильм скоро будет готов.
Фильм по «Шинели» Гоголя – это не буквальное воспроизведение текста писателя, а свое собственное прочтение Гоголя Норштейном, проживание и пропускание через себя, об этом режиссер пишет в книге.
Я пережил ужас от фразы Акакия Акакиевича: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?». «Обижаете» может сказать только ребенок, но не взрослый человек, и в детстве эта несочетаемость героя и слова поразила меня больше, чем история с воровством шинели и мертвым чиновником. Несочетаемость, неожиданность, о которой я говорил в связи с мультипликацией. И сквозь несоответствие проскакивает молнией абсолютная физическая достоверность. Тут момент истины, истинности искусства.
Из книги «Снег на траве» (II том, стр. 9).
Акакий Акакиевич поселился во мне со всеми своими слабостями и удовольствиями, своими вшами, почесываниями, позевываниями. Это не образ. Точнее, это уникальный образ. Это просто живой человек. И фильм – о рождении, жизни и смерти... Если он все-таки будет когда-нибудь.
Из книги «Снег на траве» (II том, стр. 11).
Мы с детства знаем события Шинели, но мне хочется узнать, что произошло с Акакием Акакиевичем, как это было, все подробности событий, и мне хочется узнать это из фильма, который мы делаем. Звучит парадоксально. Казалось бы, я должен себе представлять будущий фильм лучше, может быть, чем кто-либо из членов нашей съемочной группы, но на самом деле – я не знаю, как будут развиваться события внутри фильма, какие подробности откроются вокруг героя и в его поведении. Я предполагаю, что он будет двигаться от одной точки к другой, но как это случится, не знаю. Я хочу это знать.
Из книги «Снег на траве» (II том, стр. 15).
Где купить «Снег на траве»
Двухтомник «Снег на траве» продается на официальном сайте Юрия Норштейна, там указаны магазины в Москве и Питере. Книги можно купить на сайте за 4500 рублей, а не за 8000 (как в некоторых инет-шопах).
За 3600 рублей «Снег на траве» можно приобрести в студии Юрия Норштейна (адрес и схема проезда).
По субботам Юрий Борисович сам продает книги, открытки и разный мерч, пишет добрые слова, раздает автографы. Так он собирает деньги для работы студии. Но это бывает не каждую субботу, следите за объявлениями на сайте и на страничке в facebook.
Вот немного фотографий из студии. Мне довелось побывать там в 2015 году. Фото плохого качества, увы, но атмосферу можно почувствовать.
Фотографии чиновников – это материалы для фильмов (мимика, строение лица и так далее). А может, и прототипы персонажей :-)