Уголовная полиция под именем Сыскного приказа (иногда также именуемого Разбойным) в России существовала с 1619 года. Именно в его ведении была борьба с тогдашним криминалом - "татями", ворами, убийцами и прочим антисоциальным элементом. Тать, если что, это разбойник или грабитель, а слово "вор" тогда означало не только того, кто крадет, но и преступника вообще. Лжедмитрий Второй имел многозначительное прозвище Тушинский вор...))
Уж как Сыскной приказ работал, хорошо или плохо, судить мы не можем, но он существовал и выдавал какие-никакие результаты. Собственно, какую-то конкретную информацию о русских разбойниках XVII века мы имеем только потому, что означенные "рыцари большой дороги" попались в лапы Сыскного.
Однако в 1701 году произошло нечто очень странное. Петр I полностью... ликвидировал Сыскной приказ. Он оставил только жутковатый Преображенский, где сидел его верный пес - князь-кесарь Ромодановский, а позже на его основе создал Тайную канцелярию.
Однако "преображенцы" занимались лишь делами двух "сверх-элитных" полков - Преображенского и Семеновского, различной "политикой" да продажей табака. Ага, в XVIII веке порой госучреждения успешно совмещали, с нашей точки зрения, несовместимое...))
Уголовных преступлений Преображенский приказ почти не расследовал. В его ведении были только политические прегрешения подданных российских - те, по поводу которых оные подданные имели обыкновение орать на площади "Слово и дело государево!"
Получился некий сюрреализм: крупнейшая страна на долгих 17 лет осталась... Без охраны общественного порядка вообще!
О причинах такого решения государя Петра ученые спорят до сих пор...
"Кто же сейчас там борется с большевиками? - Теперь никто, мадам!"
Момент для ликвидации Сыскного приказа был выбран, мягко говоря, не тот. По стране катился вал реформ, напрочь выбивающих у мирных жителей почву из-под ног. Великие стройки и Северная война потребляла огромное количество людских ресурсов - а рекрутов в полки гнали практически как кандальников: в цепях, с ночевками в местных тюрьмах, да и питание было соответствующего качества.
Многие бежали. Кто из рекрутов, кто с фронта, кто с глобальных строек городов и каналов, кто с казенных заводов, где трудились крепостные, про "нормы труда" и какие-то права в жизни даже не слыхавшие. И большинство беглецов, не имея возможности вернуться на родину или заняться мирным трудом - царь-реформатор, ко всему прочему, ввел паспортную систему и "прописку" в крупнейших городах - Москве и строящемся Санкт-Петербурге - вынужденно пополняли ряды уголовного элемента.
"Начало славных дел" в России - именно то время, которое невероятно романтично выглядит в книге или на экране, но не дай Боже там оказаться, особенно если ты не сподвижник Петра, а обычный крестьянин или горожанин...
Бандитские шайки на дорогах расплодились в количествах поистине неимоверных. Были случаи, когда у них в руках оказывались даже пушки, и между ними и правительственными войсками происходили практически настоящие сражения.
С переменным результатом.
"Какое зверское самоубийство!"
Вот, к слову, о войсках. Обязанность бороться с преступностью Петр возложил на местных управителей - воевод и губернаторов. Но одного указа о дополнительных обязанностях оказалось почему-то недостаточно...
Во-первых, воеводы были совершенно не рады дополнительной "нагрузке". Во-вторых, если с физическим уничтожением разбойничьих шаек они при помощи воинских отрядов (как тогда говорили - команд) кое-как справлялись, то наладить полноценную оперативно-следственную работу - раскрыть, допустим, кражу, найти убийцу, собрать доказательный материал - и не могли, и не хотели.
Не могли потому, что не имели никакого понятия о том, как все это организовывается. А не хотели потому, что никакого дополнительного финансирования им на это не выделили. Все должно было лечь на плечи обыкновенных армейских офицеров из местных гарнизонов.
Царь, боготворивший свою армию, с присущей ему уверенностью полагал, что с таким простым дело, как ловля воров, гарнизонные офицеры уж точно справятся. При этом освобождать этих офицеров от несения основных обязанностей по военной службе он, разумеется, не собирался.
В результате раскрываемость бытовых преступлений - краж, убийств, актов насилия - упала почти до нуля. Обязанность по раскрываемости, например, краж фактически возложили на самих горожан. Если у тебя что-то украли, то иди на базар, может, найдешь свою вещь на толкучке. Тогда хватай продавца за рукав и ори "караул!" - может, воевода и разберется... Если не лень ему будет...
Если тебя ночью в темном переулке убивают, то тоже ори "караул!" Может, повезет, и прискачет патруль из армейских драгун.
А может, и не прискачет...
Возиться с расследованием убийства и искать злодея драгуны уж точно не станут.
О том, что Сыскной приказ нивелирован зазря, государю пришла мысль только в 1715 году... Хоть запоздало, но забрела же!
Появление полиции
В 1715 году появилась Главная полицмейстерская канцелярия города Санкт-Петербурга. Три года она существовала, как сейчас Управление Метро Ростова-на-Дону (кто не в курсе, никакого метро в Ростове нет. А Управление вот есть, да).
Собственно полиция появилась в 1718-м. Ее начальником был поставлен Антон Мануйлович Девьер - "птенец гнезда Петрова", бывший царский денщик.
Только вот эта полиция, во-первых, была организована только в Питере, а во-вторых, очень сильно отличалась от того, что мы привыкли понимать под этим словом...
Обязанности полиции, известные под названием "Тринадцать пунктов", определил сам Петр. Я приведу их в слегка сокращенном пересказе, дабы не растягивать статью, кто захочет ознакомиться с оригиналом - Гугл, как говорится, в помощь ))
Обязанности полиции Петра Первого
1. Следить, чтобы все дома в городе строились в соответствии с царским планом, а их фасады располагались строго по линии.
2. Следить, чтобы берега рек и каналов были украшены, а сами "водные артерии" не заносило землей, а также контролировать, чтоб вода в каналах не застаивалась.
3. Проверять чистоту улиц.
4. Бдить, чтоб шалашей по дорогам и у мостов не ставили! (видимо, актуальная на тот момент проблема).
5. Проверять качество продовольствия на рынке, контролировать цены, проверять весы и гири.
6. Проверять чистоту улиц (опять!) и наказывать тех горожан, кто участок дороги перед своим домом не убирает и мусор не вывозит.
7. Прекращать ссоры и мордобой на улицах, участников арестовывать - и в суд.
8. Четыре раза в год осматривать печи, камины, очаги и т.п., и напоминать хозяевам, что "спички детям не игрушки".
9. Искоренять подозрительные дома - шинки (кабаки), игорные дома и прочее, что подпадает под категорию "притон разврата".
10. Задерживать "лиц без определенного места жительства", допрашивать, откуда приехали и что в Петербурге забыли. А "кто в допросе со словами своими не сходен явится - определять в работу".
11. Контролировать, чтобы владельцы жилищ докладывали в полицию о каждом приезжем, который поселится у них, либо о каждом нанятом на работу "гастарбайтере". А если кто не донесет - на галеры!
12. Организовать в городе смешанную пожарно-караульную службу - и от воров, и от пожаров сразу. Караульщикам надлежало от воров иметь "какое-нибудь оружие" (выражение самого Петра!) и трещотку, чтоб ходить с ней ночью, а против пожаров - расположенные в определенных местах "пожарные щиты" (кстати, полный аналог нынешних - войлок (кошма), багры, топоры, лестницы, трубы с ведрами). Также полиция отвечала за ночное перегораживание улиц шлагбаумами.
13. Организовать "добровольные дружины" из самих городских жителей - каждые 10 дворов выбирают десятского, над десятскими стоит староста, отвечающий за слободу или улицу. По этой системе горожане сами должны были следить за порядком на вверенной территории (и друг за другом), о каждом ЧП через старосту докладывая полицмейстеру.
Вот такую полицию организовал первый русский император. Где тут, скажите мне, борьба с преступностью как таковая?))
Петровская полиция больше напоминала помесь Роспотребнадзора с МЧС и службами ЖКХ. Никакие "расследования преступлений" ей в обязанность даже и не вменялись.
Плюс ко всему она была крайне малочисленной. В 1720 году штат полиции Петербурга состоял из одного полицмейстера - Девьера, 10 офицеров, 20 унтеров и 160 рядовых. И это - на город с населением (уже!) порядка 120 тысяч!
А в остальных городах полицию создать Петр Великий тогда и не подумал как-то...
...Зато форма была красивая - васильковые (сине-голубые) кафтаны с красными обшлагами, такие же панталоны, красные чулки и зеленые камзолы, которые полагалось надевать под кафтан.
А на вооружении у них стояли в основном пехотные шпаги и алебарды...
Оригинал статьи - на канале https://zen.yandex.ru/dnevnik_rolevika
Официальный паблик - https://vk.com/dnevnik_rolevika