Понятие линейного корабля появилось еще в парусную эпоху-как корабля,предназначенного для сражения в линию против вражеского флота. С появлением на кораблях пара и брони эту функцию выполняли эскадренные броненосцы. После постройки англичанами "Дредноута" (1906) собственно и возник современный класс линейных кораблей,строившихся с 1906 по 1946-и носивших также наименования дредноутов,супердредноутов,линкоров и суперлинкоров.
Появление "Дредноута",обесценившего разом могучие броненосные флоты ведущих морских держав, породило беспрецедентную гонку морских вооружений. Основной соперничество шло между Великобританией и Германией. Традиционная морская доктрина "владычицы морей" требовала от ее флота быть сильнее любых двух флотов мира вместе взятых. Но перераспределение экономической мощи в мире в пользу США и Германской империи изменило подход на более скромный-"два киля против одного" -в состязании с германским флотом.Свои соревнования по дредноутам устроили соперничающие Франция и Италия,которая еще и с Австро-Венгрией успевала конкурировать. И даже Турция с Грецией- правда так и не дошедшие до реальности.
Дредноутная лихорадка перекинулась даже на Южную Америку-где три местных сверхдержавы(Бразилия,Аргентина,Чили)-ревниво присматривая друг за другом заказали в Англии по два дредноута для своих флотов.
Помимо количественного роста- увеличивалась и мощь морских крепостей. Если "Дредноут" имел 305 мм главный калибр,то "Орион"-уже 343 мм,а "Куин Элизабет"-381 мм.А к концу мировой войны-и до 410мм(у японцев и американцев).
Эти линкоры относили уже к подклассу супердредноутов.
Вашингтонский морской договор 1922 попытался затормозить рост морских вооружений-ограничив в частности водоизмещение и вооружение крупных надводных кораблей.
Но во Второй мировой войне уже активно участвовали линкоры с 460 мм орудиями.,водоизмещением более 70 000 т. Вершина линкоростроения-два огромных японских линкора типа "Ямато".
Наиболее интересны английская,немецкая,американская ,французская ,итальянская и японская школы. Их корабли узнаваемы,имеют свои черты и особенности.
Точку в развитии этого класса кораблей поставила авиация-особенно палубная. Роль символов военно-морской мощи перешла к авианосцам.
Всего построено 146 линкоров последредноутного типа. Построить их смогли 9 государств-Великобритания,США,Германия,Япония,Франция,Италия,Россия,Испания и Австро-Венгрия. Служили они во флотах 12 государств(эти же 9 плюс три латиноамериканских-Бразилия,Аргентина и Чили). Планируем рассказать о каждом из них. Красивые и мощные корабли этого достойны.
Все выпуски "Морской коллекции" по линейным кораблям. Переходите по ссылкам на интересующие Вас статьи.
*каталог будет пополняться по мере выхода новых статей.
Линейные корабли. Самый большой и бесполезный. "Ямато".
Линейные корабли. Последний из могикан. "Вэнгард"
Линейные корабли. Морские гиганты Дунайской монархии.
Линейные корабли. Первый среди лучших."Дредноут"
Линейные корабли.Самые маленькие.И вива Эспанья!
Линейные корабли. Несчастливая "Императрица"
Линейные корабли.Итальянский аристократ."Данте Алигьери"
Линейные корабли.Мсье Совершенство ."Ришелье".
Линейные корабли.Королева идет на войну."Куин Элизабет".
Линейные корабли. Столько не живут! "Айова" BB 61.
Линейные корабли. Две жизни "Альмиранте Латторе".
Линейные корабли. Сталинские линкоры. "Советский Союз".
Не забывайте ставить лайк и подписываться на канал!