Для Австро-Венгерской империи флот явно не был предметом ежедневной заботы. Небольшое относительно западнобалканское побережье Далмации для обороны да один вероятный противник-недавно объединившаяся Италия.
Тем не менее-престиж империи обязывал. Попытка сэкономить привела к постройке серии недодредноутов типа "Радецки" с 4 305-мм и 8 240-мм орудиями и водоизмещением 14,5 тысяч тонн.
Однако компромиссы стали невозможны когда разведка доложила о постройке в Италии полноценного дредноута "Данте Алигьери". Для императорского и королевского флота на Адриатике это стало бы чудовищным ударом по престижу.
Но денег в империи не хватало... Только благодаря настойчивости адмирала Монтекукколи император согласился начать постройку в кредит . Были заложены три дредноута типа "Вирибус Унитис"-
"Вирибус Унитис" ( SMS Viribus Unitis)-в переводе "Общими усилиями"-девиз династии Габсбургов.
заложен 24 июля 1910. спущен на воду 24 июня 1911. Введен в состав флота 05 декабря 1912.
"Тегетгоф"( SMS Tegetthof)-в честь адмирала -победителя итальянцев в битве при Лиссе 1866
Заложен 24 сентября 1910 на верфи Stabilimento Tecnico Triestino в Триесте и спущен на воду 21 марта 1912. Введен в состав флота 14 июля 1913.
"Принц Ойген"( SMS Prinz Eugen )-в честь полководца Евгения Савойского
заложен на стапелях верфи Stabilimento Tecnico Triestino в Триесте 16 января 1912. спущен на воду 30 ноября 1912. Вступил в строй 8 июля 1914.
Но тут дредноутной лихорадкой заразился парламент абсолютно сухопутной Венгрии,изьявивший желание профинансировать и обеспечить оборудованием строительство еще одного-сугубо "венгерского" дредноута(Австро-Венгрия была двуединой монархией-которую связывала только личность австрийского императора и венгерского короля в одном лице).
"Сент Иштван"( SMS Szent István ) в честь первого христианского короля Венгрии.
заложен 29 января 1912 на судостроительных верфях «Ganz & Company’s Danubius» в Фиуме ,спущен на воду 17 января 1914 ,вступил в строй 17 ноября 1915
Итого в состав австрийского флота вошло 4 дредноута.
Итак, "Вирибус Унитис" ( SMS Viribus Unitis)
Водоизмещение 20 013 т нормальное,21 595 т полноеДлина152,2 м,Ширина27,3 м, осадка 8,9 м,Бронирование -главный пояс: 280 мм цитадель, 110—150 мм оконечности,верхний пояс: 110—180 мм
траверзы: 120—180 мм,палуба: 30—48 мм,башни ГК: 60—280 мм
барбеты башен ГК: 280 мм,боевая рубка: 50—280 мм, Двигатели-12 водотрубных котлов системы Ярроу,турбины системы Парсонса в 27 200 л.с.,4винта,Скорость20,3узла,Дальность 4 200миль(при 10 узлах),Экипаж 1087 человек, в том числе 31офицер,Вооружение- 4 × 3 305-мм/45 обр. 1910,12 × 1 150-мм/50,18 × 1 66-мм/50,4 подводных 533-мм торпедных аппарата,до 20 мин.
Корабль получился довольно мощным. Впервые в мире орудия главного калибра 305 мм были размещены в четырех трехорудийных башнях. 305 мм пушки чешской фирмы "Шкода" по качеству и характеристикам превосходили большинство орудий других стран.
Скорость конечно была весьма скромной-особенно в сравнении с основным противником-итальянцами.
С началом Первой мировой войны все "вирибусы" были сведены в 1-ю дивизию линейных кораблей. Базировалась она на Пулу.
Единственной удачной операцией дредноутов стал рейд на Анкону сразу после вступления Италии в войну. 24 мая 1915 они обстреляли военные объекты и без потерь вернулись на базу.
Следующая попытка в июне 1918 закончилась катастрофой. Свеженазначенный главкомом флота контр-адмирал Хорти( впоследствии правитель фашистской Венгрии) решил нанести удар по итальянской завесе у Отранто-перекрывающей выход из Адриатики. Причем силами всего флота.Удачно обманув итальянцев обманками на базе обычных пароходов в гавани Пула,Хорти скрытно вывел все дредноуты в море.
Но это был не его день.... И вообще не день австрийского флота.
Сперва на "Сент Иштване" сломалась турбина ми скорость упала до 12,5 узлов. Вскоре совершенно случайно "Сент Иштван" и "Тегетгоф" напоролись на два итальянских торпедных катера,которые выпустили по ним все торпеды и на скорости ушли в туман. "Сент Иштван" получив торпеды в борт накренился и переборки ,изготовленные неумелыми венгерскими корабелами не выдержали... Корабль затонул 10 июня 1918 г. от торпед итальянского торпедного катера "MAS-15". Не удалось спасти 89 человек .
Хорти пришлось вернуть флот на базу. Операция провалилась.
В октябре 1918 Дунайская монархия затрещала по всем швам. Пошел парад суверенитетов.
Император Карл передал флот Национальному Совету Южных Славян- вновь созданному Государству словенцев, хорватов и сербов, с провозглашением независимости которого Австрия потеряла выход к морю . 31 октября бело-красный австрийский флаг был спущен в последний раз. В ту же ночь немцы, венгры и чехи, входившие в состав команд кораблей, покинули Полу и направились по домам. В первый раз за всю войну корабли в гавани были освещены, водонепроницаемые двери, разумеется, не были задраены. Порт никто не охранял.
Командир линкора"Вирибус Унитис"(который тут же был переименован в "Югославию") Янко Вукович-Подкапельский стал командующим флота будущего королевства, провозгласил нейтралитет, но этому воспротивилась Италия. Уже 1 ноября 1918 года два итальянских боевых пловца Рафаэль Розетти и Рафаэль Паолуччи прикрепили к корпусу "Вирибус Унитис" мины, которые взорвались утром. Погибло 400 членов экипажа вместе с командующим флотом. В память о победе итальянцев в войне якоря линкора Viribus Unitis находятся в морских музеях Венеции, Рима, в монументе в Бриндизи, где находится одна из пушек линкора.
"Тегетгоф" по окончанию войны был передан Италии, где 1924 г. был разобран на металл.
«Принц Ойген» достался в качестве трофея Франции. В конце мая корабль был посажен на дно в бухте Аликастр и подвергнут бомбардировке с самолетов морской авиации дымовыми, газовыми и фугасными бомбами .28 июня 1922 его история завершилась.
Так бесславно завершилась короткая история дредноутов Императорского и Королевского флота Дунайской монархии.
Флоты мира 1860-1945. Справочник.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам