Найти тему
Спорт уик-энд

Зенит-1999. Первый российский трофей. Большое интервью главного тренера команды Анатолия ДАВЫДОВА

Оглавление

Футбол. Первый российский трофей «Зенита». Как это было
Сегодня мы продолжаем тему, посвященную юбилею первой победы «Зенита» в российской истории, которая была непредсказуема, поскольку одержал её скромный по тем временам, но стабильный клуб, никак не тянувший на роль фаворита перед финалом. Руководил той командой Анатолий Давыдов, один из числа тех, кто подарил подобную радость нашим болельщикам в 1984 году как футболист. Видимо, именно ему суждено было оказаться в числе тех, кто вошел в историю и как тренер. Эту победу не сравнить с последующими победными кубковыми финалами «Зенита» в 2010 и 2016 годах. Люди, которые испытали тот позитив в мае 1999-го, меня поймут.

Бышовец многое дал и мне, и команде

- Как сейчас оцениваете этот успех?
- Он совпал с моим первым приходом в «Зенит» в качестве главного тренера - оказался там в нужное время. Это был сложный период, в таблице чемпионата мы находились ниже экватора. По ходу 1998 года мне доверили исполнять обязанности главного тренера, поскольку Анатолий Бышовец возглавил сборную и на работу с «Зенитом» у него не хватало времени. С удовольствием взялся за дело. Конечно, эйфория была сильная, но чувство опасности тоже присутствовало. Хотя команда была на ходу. Мы аккуратно подтягивались к финалу, были сложные игры - просто работали по факту. Параллельно шел чемпионат. Чем дальше проходили в кубковом турнире, тем интереснее становились. В каких-то моментах использовал уже свое видение игры. Это вдохновляло и успокаивало в плане нервозности.
- В «Зенит» в свое время вас пригласил Анатолий Бышовец. Как с ним работалось?
- Анатолий Фёдорович многое дал как мне, так и команде. Прежде всего обращал на себя внимание его подход к тренировочному процессу, требования, само поведение главного тренера, его определенный стиль. Однако в конце 1998 года была уже моя работа. Что-то оставили в команде от стиля Бышовца, что-то поменяли. С некоторыми ребятами пришлось серьезно поговорить. С тем же Сашей Пановым. До этого неровный год у него был, не всегда попадал в состав, не хватало физических кондиций. Я следил за ним внимательно и был доволен его отношением к делу.

Драки - это часть эмоций

- «Зенит» мог не пройти в Кубке дальше 1/16 финала, когда в Саратове еще в первом тайме бывший форвард «сине-бело-голубых» Владимир Лебедь забил два гола…
- Не знаю, что подвинуло к тому, что мы с ним расстались. Лебедь обладал умением чувствовать голевой момент. Вот он и использовал свои качества.
- Удар Бабия на 87-й минуте - это подарок судьбы?
- У Саши был хорошо поставленный удар. Не всегда, правда, он забивал в играх, но в том моменте решил пробить, и получилось. В итоге 1:2, а не 0:2. Мы довели дело до пенальти и прошли в следующий раунд.
- В Сочи игра проходила уже после завершения чемпионата…
- По составу была моя прерогатива, хотя Анатолий Фёдорович тоже при­ехал в Сочи. Не было Максимюка, которого я выпустил во втором тайме, но здесь всё объяснимо. Очень активно сыграл Сергей Герасимец после перерыва. Максимюк здорово использовал свои скоростные качества. Произошло так, как хотели.
- Во время матча неоднократно происходили драки, и не обошлось без удалений…
- Это эмоции. Любой стык - проявления характера, желание победить. Плюс премиальные, которые получает команда.
- Это был последний матч в роли номинального главного тренера для Анатолия Бышовца, который провел его на тренерской скамейке. После игры вы вместе с ним пришли на пресс-конференцию, где он торжественно передал вам должность и напутствовал…
- Анатолий Фёдорович - воспитанный и культурный человек. Никаких ссор и выяснения отношений у нас не было. Даже когда он дорабатывал. Я сам в свое время дважды уходил с поста главного тренера. Всё течет и меняется, нужно правильно воспринимать ситуацию и двигаться дальше. Ну и использовать приобретенные в работе опыт и знания.
- Игру с «Ростсельмашем» в четвертьфинале удалось решить еще в первом тайме, но не обошлось без удаления Кондрашова…
- Не помню самого эпизода с удалением и не могу говорить о возможной судейской ошибке, но позитива от игры было больше. Главное, чтобы тренер и футболист сделали выводы и двигались дальше.
- В полуфинале «Зенит» ждал ЦСКА, который феерично прошел второй круг предыдущего сезона…
- Команда у армейцев была хороша организована. Возглавлявший её Олег Долматов был одним из первых, кто использовал линейную линию обороны. Да и атака была неплохой. Но мы победили. Было много радости, что вышли в финал и могли обрадовать город.

Наш финал прошел ярко!

- И вот финал, в котором обе коман­ды претендовали на выход в Кубок УЕФА…
- В отличие от многих других финалов наш прошел ярко. «Динамо» агрессивно играло в атаке, моменты создавало, гол забило. Да и мы не закрывались. Просто наши атаки не доходили до конца - не хватало технического оснащения. Именно об этом в перерыве я и сказал, что ничего страшного, 0:1, хотя могли пропустить и второй гол, но мяч прошел рядом со штангой. Однако чувствовалось, что по командному духу и собранности мы сильнее динамовцев.
- Некоторые зенитовцы говорили о том, что штрафной, после розыгрыша которого нам забили гол, был мнимым. Согласны?
- Судья так решил, хотя мяч вышел за лицевую линию после подката. Но каких-то нападок на судейскую ошибку не было. Мы сказали ребятам, что играем не дома, а в Москве. И какие-либо ошибки могут быть как в ту, так и в иную сторону. Нельзя на них резко реагировать - энергию следует направлять в нужное русло.

Ветераны Панову намекали, чтобы не бегал быстро кроссы

- То, что сделал Панов за небольшой промежуток времени, как сейчас можно объяснить?
- Он был быстрый, достаточно техничный, с хорошей скоростью, неожиданными креативными действиями. В принципе, эти мячи он так и забил: четко среагировал по времени, сыграл в одно-два касания и пробил. Недаром затем он уехал в распоряжение сборной и во Франции забил в том же ключе. Как будто это было продолжение финала!
- Тот факт, что Олег Романцев, у которого в сборной играло большинство действующих и бывших спартаковцев, доверит место Панову в столь ключевом матче за сборную, стал неожиданным?
- Я считаю, что главный тренер сборной сделал правильный выбор: команда не только победила, но и действовало агрессивно в атаке, на хороших скоростях.
- Когда Панов уходил из «Зенита», то на вопрос, кто из тренеров оказал на него большое влияние, упомянул именно вас…
- У нас всё-таки коллектив был хороший. Все себя достойно вели на поле и в быту - не было звездных мальчиков. Ну а Саша прошел еще и хороший подготовительный период. Помню, бежали кросс, Панов - впереди. Его наши ветераны начали притормаживать: куда ты бежишь? А он им отвечал: ребята, я готовлюсь для себя. Ваша подготовка - ваши проблемы. И почесал вперед на лихом коне! Раньше я тоже кроссы бегал вместе с коман­дой, были приятные ощущения. Понял для себя - это характер. Если немного подготовится, то состояние у него будет хорошее, а играть в футбол он умеет.
- Полностью ли себя Панов реализовал в «Зените»?
- Не знаю. На мой взгляд, нет. Что помешало? Может, отъезд. Видимо, надо было тормознуть. Или с командой не угадал. Здесь только сам Саша может ответить.

Уговаривали Лобановского, чтобы оставил нам Максимюка

- Вернемся к финалу. Третий гол забил Максимюк. Стало ли неожиданным, что он так пробьет - с ходу, в ближний угол?
- Понятно, что многие ждали передачи, а он взял и забил. Значит, всё сделал нормально. У него качества были другие: взрывная скорость. Возможно, обводок ему и не хватало, но он играл за счет других качеств. Не просто так на него обратило внимание киевское «Динамо».
- Тем не менее, как показало время, «Зенит» для него оказался пиком карьеры?
- Да, он не смог закрепиться в киевском «Динамо». Помню, когда мы уже работали с Морозовым, Юрий Андреевич звонил Лобановскому. Затем передал мне трубку. Я попросил Валерия Васильевича вернуть нам футболиста по возможности, чтобы он смог получать игровую практику. Однако не получилось по неизвестным мне причинам. Время показало, что «Зенит» был для Максимюка его командой, в которой его знали и где он реализовал свои навыки крайнего нападающего.
- После третьего гола уже не сомневались в победе?
- По тому, как складывалась игра, сложно было растранжирить преимущество в такой ситуации.
- Тем не менее вы запретили давать интервью Роману Максимюку после того, как его заменили, а футболиста подозвал к себе один из участников репортажа Виктор Гусев…
- Было такое. До сих пор даже переживаю, что отказал комментатору, которого считаю хорошим и могу отметить его прекрасные репортажи. Ну а тогда, на эмоциях, предпочел, чтобы игрок остался рядом с командой и своей энергетикой как бы присутствовал на поле. Так что если я Виктора Гусева чем-то обидел, то через вашу газету могу лишь перед ним извиниться спустя столько лет (улыбается).
- Может, вы боялись сглазить, учитывая, что автор первого гола в матче Николай Писарев дал интервью после замены в прямом эфире, а «Динамо» потом пропустило?
- Вот об этом я только от вас сейчас узнал (улыбается). Во время матча, по понятным соображениям, на такое не мог обратить внимание.

Кобелева с удовольствием взял в команду

- Перед финалом было много пессимизма, но приехавший в Питер Павел Садырин сказал накануне игры, что, мол, не так всё безнадежно, поскольку такого игрока, каким раньше был Кобелев, сейчас в «Динамо» нет. А Кобелев играл как раз в «Зените»…
- Я с удовольствием взял его в коман­ду. Виталий Леонтьевич позвонил и сказал, что есть свободный игрок, но предупредил, что могут быть сложности, поскольку футболист обладает лидерскими качествами. Я этих сложностей не увидел. Когда посмотрел на Андрея на сборах, то увидел, что это профессиональный игрок и культурный человек.
- Юрий Вернидуб стал преуспевать как тренер. Видели в нем задатки?
- Тогда еще нет, для меня он был игроком. Но хотел бы отметить его дисциплину и самоотверженность. Юрий был капитаном. Он был лидером и душой команды. Держал баланс комфорта, чтобы не было ссор. Где надо, сглаживал ситуацию.
- О судьбе Бабия слышали?
- Да, он коротко рассказал мне, пока давали автограф-сессию. У парня всё было: и удар, и человеческие качества. Огромный объем работы выполнял на поле. Если бы правильно относился в плане бытовых моментов и режима, то играл бы еще лучше.
- Вратарем № 1 был Роман Березовский. Четыре года бессменный - целая эпоха…
- Роман человеком был скромным. Вратари - отдельная каста. Он долго играл, но время, проведенное в Санкт-Петербурге, наверняка останется в его памяти на всю жизнь.
- Как вам празднование победы?
- Руководство клуба и города организовало такую встречу на Невском и на Дворцовой площади, что стоило дорогого. Мы все увидели, что такое болельщики, как они относятся к команде и к каждому игроку. Сейчас, может, проще с эмоциями, но тогда ведь всё было в первый раз в нашей истории. Это память на всю жизнь!
- Понравилось, как отметили 20 лет кубкового успеха?
- Да, конечно, кто-то, правда, не добрался, у кого-то игры были в воскресенье. Саша Бабий приехал из Украины. Низкий поклон всем нашим болельщикам!
Вадим ФЕДОТОВ.