Найти тему
ВсЕ ЧтО МоЖнО

Топ азы борца спецназа

Специальная физическая

Техника рукопашного боя

1. Базовые элементы рукопашного боя

Базовыми элементами рукопашного боя являются точка опоры, пле­чо и сила. Но эти элементы проявляются через конструкцию сил, за­действованных в контакте и в конкретных ситуациях.

Усвоение и понимание базовых элементов рукопашного боя является абсолютно обязательным условием успешной боевой подготовки. Невоз­можно строить дом на песке, невозможно строить обучение рукопашному бою без понимания и безусловного владения базовыми движениями и по­нятиями. 

Глубокое понимание и безукоризненное владение этими элементами является единственной возможностью в оптимально короткие сроки по­нять и освоить систему построения движений. Естественно, это подразу­мевает также четкое и последовательное следование методике обучения.

Базовые элементы рукопашного боя включают в себя понятие стойки и различных ее видов, способы перемещения в стойке, раздел акробатики, требующий отработки навыков падений, перекатов, кувырков, скольже­ний и уходов и многие другие элементы. Кроме самих базовых элементов существует значительное количество подготовительных и «подводящих» упражнений, облегчающих понимание движения и поэтапное формиро­вание правильных двигательных навыков. И если количество базовых эле­ментов конечно, то дополнительные упражнения-весьма изменчивы и разнообразны, так как их основная задача — облегчить подготовку или исправить появляющиеся в этом процессе нерациональные или непра­вильные двигательные навыки. 

При описании базовых элементов приведены некоторые из таких уп­ражнений, но занимающиеся часто придумывают собственные, индиви­дуальные варианты, ищут наиболее рациональные для собственного те­лосложения пути выработки правильных навыков. 

1.1. Базовая стойка

Базовая стойка — оптимально удобное положение тела с точки зрения эргономики и биомеханики, позволяющее выполнить необходимые дей­ствия в рукопашном бою. Эта стойка является основной (учебной) (рис. 9а, б), а изготовки к бою с оружием или без него — производными от ба­зовой стойки (рис. 9в).

При принятии базовой стойки ноги ставятся на ширине плеч, что обес­печивает оптимальный размер опорной площадки, ступни ног при этом параллельны. Положение легкого приседа (ноги слегка согнуты в коленях) обеспечивает, благодаря накоплению энергии упругой деформации’в связ­ках и мышцах, готовность к движению в любом направлении, в том числе к ударным действиям с оптимальными энергозатратами. Прямая спина и угол наклона таза (40-45°) способствуют равномерному распределению силы тяжести, а также выводу линии тяжести по центру опорной площад­ки. 

Плечи свободно опущены, голова слегка наклонена. Подбородок при этом прикрывает горло (кадык), а для глаз обеспечен оптимальный угол обзора. 

Руки при верхней рамке (рис. 9а) согнуты в локтевых суставах. Локти слегка прилегают к телу, защищая печень и селезенку, а пальцы, являясь продолжением кистей рук и предплечий, располагаются на уровне глаз. 

При нижней рамке (рис. 9б) руки свободно располагаются вдоль внутрен­ней или внешней поверхности бедер. Данное расположение рук обеспечи­вает их наибольшую скорость и точность движений в оптимальном рабо­чем пространстве с оптимальными усилиями при встрече атак противни­ка или нанесения ему различных ударов. 

рис. 9

В связи с тем, что антропологические данные у каждого человека свои, индивидуальные, мы не требуем жесткого подражания при выполнении того или иного действия, поэтому при отработке различных упражнений, в том числе и стойки, внешняя ее форма будет у каждого обучаемого своя, особенная. Именно исходя из этого условия, требуется наличие у каждого, проходящего подготовку, четкого понимания определяющих стойку мо­ментов: площади опорной площадки, расположения центра тяжести, по­ложения корпуса (спины), положения головы (подбородка и глаз). 

1.2. Перемещения в стойке 

Перемещения в стойке являются безусловным фундаментом действий в рукопашном бою, характер перемещений определяет «рисунок» боя, а уро­вень владения этими навыками (точность, скорость, устойчивость) во мно­гом определяет успешность других, атакующих и защитных, действий.

Перемещения в рукопашном бою определяются ситуацией и могут быть весьма различны. Основные из них это повороты (развороты к про­тивнику, находящемуся сзади или сбоку, принятие положения тела под уг­лом к атаке противника) и шаги. Шаги, в свою очередь, могут исполняться различными способами: шаг, подшаг, отшаг, шаг с подшагом, подскок, от­скок, прыжок и другие. 

Пояснения к технике шага не требуются — это обычный переменный шаг, подобный тому, которым мы передвигаемся вне условий боя. Точно такими же простыми действиями являются подшаг и отшаг, которыми мы либо придвигаемся, либо отодвигаемся от выбранной цели, не изме­няя положения ног относительно друг друга и незначительно растягивая или уменьшая ширину стойки. 

Одним из основных способом перемещения является шаг с подшагом. 

С первого взгляда этот элемент кажется весьма непростым и ему необхо­димо уделить пристальное внимание, так как он, во-первых, действитель­но достаточно сложен, а во-вторых — является одним из «ключей» в осво­ении системы построения движений. При правильном методическом под­ходе этот элемент усваивается в кратчайшие сроки. 

Исполняется этот элемент следующим образом: 

- из базовой стойки или изготовки к бою (рис. 10а) приставить одну из ног пяткой к пятке другой ноги, в данном случае — правой к ле­вой и развернуться бедрами по направлению выбранного движения (рис. 10 б). Таким образом мы становимся под углом к атаке против­ника, что, даже в случае пропуска удара, обеспечивает рикошет его ударных частей и рассеивание кинетической энергии удара по каса­тельной;

- сделать шаг впереди стоящей ногой, в данном случае левой (рис. 10в). Этим движением мы сокращаем дистанцию с противником, обеспечивая сложение скоростей двух тел в случае нанесения ударов по «провалившемуся» противнику. 

-2

Рис. 10

Необходимо отметить, что, в зависимости от ситуации, этот шаг можно и не делать (нет необходимости или просто не успел);

- подшагнуть (восстановить опорную площадку) или отшагнуть в вышеописанных случаях. 

Выполнение «шага с подшагом» позволяет встать под углом к на­правлению атаки противника и одновременно сократить дистанцию с ним, т. е. войти в контакт. 

Важно отметить, что при приобретении определенного навыка в под­держании своего устойчивого положения, в восстановлении равновесия, а также в управлении движением противника от многих лишних движений можно отказаться и пользоваться лишь разворотом корпуса, скручивани­ем бедер с легким приседом и без него, движением одних только рук или ног и др. 

Необходимо еще раз обратить внимание на то, что все описываемые в данном разделе упражнения и технические действия являются базовыми элементами, а значит, уровень их усвоения должен быть безусловным и доскональным. В противном случае невозможно построение устойчивой системы двигательных навыков. 

1.3. Нижняя акробатика 

Нижняя акробатика в рукопашном бою — это раздел, включающий в себя технику безопасных падений, перекатов, кувырков, переползаний, скольжений и многое другое. 

Если рассматривать с позиций функционального предназначения, то это комплекс действий, применяемых для ухода с линии атаки противни­ка, сокращения дистанции с ним, совершения маневра, обмана, скрытого подхода к противнику, нанесения ударов, подбора оружия и подручных средств и их метания, а также с целью обезопасить себя от возможных травм при различных падениях. 

1.3.1. Падения 

Падения могут осуществляться на грудь, на спину, набок (влево, впра­во), на спину с разворотом. Эти элементы на начальной стадии обучения должны отрабатываться сначала из базовой стойки, а в дальнейшем из212 Часть III. Техника рукопашного боя любого положения, чтобы не сформировалось стойкой привычки в «при­вязке» к единственному исходному положению. Занимающихся, имею­щих опыт спортивных самостраховок, необходимо настраивать даже на более тщательную работу, чем остальных. Это связано с тем, что данные падения используются в условиях, далеких от условий спортивного зала и «аппеляция» к закрепленной технике спортивных самостраховок может серьезно подвести в боевой ситуации. 

При падении на грудь (рис. И) необходимо: из базовой стойки (рис. 11а), опуская таз вниз (рис. 116), отбросить ноги назад и в стороны и приземлиться на согнутые в локтевых суставах и выставленные перед грудью руки. Локти должны быть разведены в стороны (рис. Ив). Контакт рук с поверхностью начинает осуществляться в следую­щей последовательности: кончики пальцев — пальцы — ладони — внутрен­ние поверхности предплечий. За счет этого эффективно гасится энергия па­дения и осуществляется плавная и бесшумная амортизация. 

При падении набок (влево, вправо) необходимо из базовой стойки (рис. 12а) скрутиться в бедрах (рис. 12б) и, выбросив согнутые в коленях ноги в сторону (влево или вправо) (рис. 12в), приземлиться на руки, как при падении на грудь. Часто на начальном этапе обучения возникает тенденция у занимающихся к переразгибанию и закрепощению локтевого сустава, особенно руки со стороны падения. Это может привести к трав­мам, так как выключается амортизирующая способность системы рыча­гов руки. На это надо обращать внимание. При этом согнутые в коленях ноги должны составлять между собой угол = 90°, угол между бедром со­гнутой ноги и ее голенью тоже должен составлять = 90°, что необходимо для предотвращения повреждений коленных суставов. Голова должна быть приподнята (рис. 12г). 

-3

Рис. 11

-4

Рис. 12

При падении на спину из базовой стойки (рис. 13а) присесть, вытянуть любую ногу вперед (в зависимости оттого, в какую сторону совершается падение) и «сесть» на пятку опорной ноги разноименным этой ноге бед­ром (рис. 136, 13в). В данном случае правым бедром на левую пятку. Пра­вая рука тянется за пяткой правой ноги, помогая округлять спину (рис. 13г). После этого перекатиться по односторонней широчайшей мышце (рис. 13д) и перевернуться на всю спину (рис. 1 Зе), поджав под себя ступ­ни ног. Этим поджиманием гасится энергия, которая забрасывает ноги вверх. Подбородок необходимо прижать к груди. Руками в момент кон­такта с поверхностью не упираться.

-5

Рис. 13

1.3.2. Перекаты

Перекаты на начальном этапе обучения являются как подготовитель­ными упражнениями к действиям с оружием, так и разминочными. Кро­ме этого они формируют у обучаемых такое качество, как ловкость.

Перекат на коленях осуществляется из исходного положения «сидя на коленях» (рис. 14а). Для совершения движения, например, влево необхо­димо выпрямить левую ногу и опуститься на правое бедро (рис. 146). Пос­ле этого развернуться на левом бедре, согнув левую ногу в колене и выпрямив правую ногу (рис. 14в). Далее, потянуться за выпрямленной правой ногой и сесть на колени (рис. 14г). Кисти рук во время движения постоян­но находятся на коленях, а глаза смотрят за окружающей обстановкой. Уп­ражнение завершается в положении, когда обучающийся развернут силой относительно первоначального направления.

-6

Рис. 14

Перекат лежа может выполняться как из положения сидя на коленях, так и из базовой стойки.

Из положения сидя на коленях (рис. 15а) надо опуститься (при движе­нии влево) на правый бок вслед за выпрямленной левой ногой (рис. 15б).
После этого перевернуться на всю спину, оставив ноги согнутыми в коле­нях (рис. 15в). Для продолжения движения необходимо, поворачиваясь на левый бок, подтянуть согнутую в колене левую ногу к груди, а правой рукой потянуться за выпрямляемой правой ногой (рис. 15г). После этого сесть на оба колена (рис. 15д).

Необходимо помнить, что локти во время перекатов не должны сопри­касаться с поверхностью, а тем более — ударяться о нее. Для этого их надо убирать в сгиб между бедром и корпусом.

Таким же способом делается перекат в другую сторону.

Выполнение переката из базовой стойки отличается только наличием фазы приседания.

-7

Рис. 15

1.3.3. Кувырки

Кувырки (вперед, назад) совершаются из основной (базовой) стойки или с колена (рис. 16а). При выполнении кувырка вперед с выносом рук в разные стороны делается шаг вперед любой согнутой в колене ногой. Руки разводятся вперед и в разные стороны, а второй ногой осуществляется толчок (рис. 166).

Голова отклоняется под плечо, противоположное тому, через которое осуществляется кувырок. Контакт с поверхностью начинается с пальцев (кистей) рук, продолжается через предплечья, плечо (рис. 16в). Голова ни в коем случае не должна контактировать с поверхностью, и описанное отги­бание под плечо уводит ее с траектории движения.

Руки проворачиваются по направлению движения в плечевых суставах, и основной контакт тела с поверхностью приходится на заднюю часть дельтовидной мышцы (рис. 16г). За счет скручивания бедер контакт с п­верхностью продолжается по линии «опорное плечо (дельтовидная мыш­ца) — разноименное бедро», т.е. идет по диагонали через спину.

Толчковая нога на последней стадии является маховой (рис. 16д). За счет маха осуществляется выход из кувырка в стойку с поворотом по ходу вращения на левой (в данном случае) стопе (рис. 16е) или совершается другое действие (какое-либо падение, переход в другой кувырок и другие).

Рис. 16

При выполнении кувырка вперед с выносом рук в одну сторону из ба­зовой стойки (рис. 17а) делается шаг вперед, а руки выносятся влево с проворачиванием в плечевых суставах в момент контакта с поверхностью, голова отклоняется в том же направлении (рис. 17б, в).

Основной контакт с поверхностью (в момент «приземления») начинает­ся так же, как и в предыдущем кувырке, с задней части дельтовидной мыш­цы и продолжается по диагонали на противоположное бедро (рис. 17г, д). 

Выход из кувырка выполняется так же, как и в предыдущем случае: с разворотом по направлению вращения на левой (в данном случае) стопе (рис. 17е). 

Рис. 17

При выполнении кувырка назад из базовой стойки (рис. 18а) осуще­ствить глубокий присед и скрутиться бедрами в выбранном для кувырка направлении (рис. 186). После этого выполнить падение на спину, перекатившись по ней по диагонали «вошедшее в контакт с поверхностью бедро — противоположное плечо» (рис. 18в). Руки при этом разбрасываются в разные стороны под утлом 90° к телу и проворачиваются в момент совер­шения переворота через опорное плечо. Ноги, выполняя мах, забрасыва­ются за голову (рис. 18г). Голова при этом отклоняется в противополож­ную этому плечу сторону (рис. 18д). 

Выход из кувырка осуществляется в базовую стойку или в производ­ную для совершения какого-либо действия (рис. 18е).

Рис. 18

1.3.4. Перемещения на нижнем уровне

Существуют различные перемещения на нижнем уровне. Их необходи­мо знать для того, чтобы быстро встать после падения, переместиться в более удобное положение или за укрытие, защититься или нанести удар противнику, метнуть в него нож или любое подручное средство, вести огонь в различных направлениях и т.д. Рассмотрим некоторые из них.

Подготовительное упражнение к движению «звезда»

Исходным положением является упор лежа лицом вниз (рис. 19а). На­чиная упражнение, необходимо правую ногу (в данном случае), согнув в коленном суставе, пронести под левой ногой (рис. 19б). Опираясь на пра­вую руку и перебрасывая левую, развернуться всем телом через левое пле­чо и принять положение упора в поверхность руками и ногами, а спиной вниз (рис. 19в).

После этого, продолжая движение, пронести согнутую левую ногу под правой (рис. 19г), развернуться к поверхности лицом и принять исходное положение (рис. 19д). Упражнение необходимо уверенно исполнять в обе стороны. 

Рис. 19

Движение «звезда» 

Из исходного положения «лежа на спине» (рис. 20а), при движении вправо, необходимо скрутиться в тазе и пронести согнутую в колене ле­вую ногу под правой ногой, одновременно поворачиваясь на левый бок (рис. 206). Продолжая движение, принять положение «лежа на животе» (рис. 20в). После этого, продолжая вращаться в выбранном направлении, повернуться на правый бок, протянув правую ногу под коленным сгибом левой (рис. 20г). Это следующее промежуточное положение. Конечная фаза — это разворот на спину (рис. 20д). 

Рис. 20 

Необходимо добиваться выполнения этого упражнения плавным, слитным и единым движением, без пауз, рывков и замираний. Обозначен­ные на иллюстрациях промежуточные положения вовсе не являются мо­ментами остановки, а каждое последующее движение должно плавно про­истекать из предыдущего. 

Важным требованием является правильная организация поля зрения во время движения. Глаза обучаемого должны обозревать все простран­ство вокруг, а оружие, находящееся в руках, желательно направлять в сто­рону обращенного взора. 

Вообще, уместным будет здесь заметить, что надо добиваться от обуча­ющихся выполнения всех упражнений без фиксации взгляда на руке или ноге, выполняющих какое-либо ответственное движение. Все упражнения должны доводиться до такой стадии усвоения, чтоб самые сложные их моменты не требовали зрительного контроля за действиями тела. В бою перенос внимания с окружающей обстановки на собственное тело может оказаться фатальным. 

Упражнение «падение способом скольжения» 

Из положения «стоя» (рис. 21а) присесть, скрутиться в бедрах в выб­ранном направлении и, в зависимости от этого, вытянуть правую или ле­вую ногу (в данном случае левую) под острым утлом к поверхности, на ко­торую совершается падение (рис. 216). 

После этого, продолжая приседать, целесообразно контакт ноги с по­верхностью начать с подъема стопы, а рук — так, как при падении набок. 

Нога вращается и контактирует в следующей последовательности: «подъем стопы — внешняя сторона голени — передняя сторона бедра» (рис. 21в). 

В момент контакта бедра с поверхностью осуществляется переворот на живот и грудь, а руки, препятствуя жесткому удару о поверхность, продолжают движение тела отталкиванием по направлению набранной инерции (рис. 21г). Конечная фаза данного падения позволяет обучаемо­му после завершения скольжения совершать различные перевороты и другие движения и действия в выбранном согласно обстановке направ­лении.

Рис. 21

Приведенные упражнения тренируются без оружия и с оружием, с от­крытыми и завязанными глазами, как на гладкой поверхности, так и с пре­одолением препятствий, например, на обычной общевойсковой полосе препятствий. 

1.4. Методические приемы для наилучшего усвоения темы

Тренировочное усвоение темы начинается с отработки базовой стойки и ее производных. Преподаватель объясняет и показывает правильное принятие базовой стойки с верхней и нижней рамкой, а также способы контроля этой стойки. Занимающимся предлагается основной контроль правильности стойки — упражнение у стены.

Встав вплотную к стене лицом, обучаемый должен касаться ее следую­щими точками:

- носками ног;

- коленями;

- грудью, при нижней рамке;

- предплечьями, при верхней рамке;

- лбом. 

После разбора правильной стойки обучаемым предла­гается запомнить «ощущение тела», сопровождающее правильную стойку, и освоить быстрый и естественный переход из расслабленного положения тела в стойку с вер­хней и нижней рамкой.

После отработки принятия стойки начинают отраба­тываться вопросы перемещений в стойке: шаг, отшаг, раз­ворот, шаг с подшагом, подскок, выпад и др. 

При отработке перемещений в базовой стойке препо­даватель должен сконцентрировать внимание обучаемых на соблюдении рационального, с точки зрения эргономи­ки, расположения частей тела. Руки и ноги должны распо­лагаться в положении, обеспечивающем самые быстрые и точные движения при оптимальном расходе энергии. По­ложение головы и глаз должно обеспечивать оптималь­ный угол обзора, а положение легкого «подсаживания» — накопление энергии упругой деформации в мышцах и связках для сохранения подвижности и оперативности в передвижениях (см. часть I). 

Кроме этого, следует обращать внимание обучаемых на то, что для устранения непроизвольных колебаний верти­кальной оси тела целесообразно использовать повороты таза. Благодаря этим поворотам не только уменьшаются вертикальные и боковые колеба­ния тела, но также удлиняется шаг и ускоряется постановка стопы на опо­ру. Движения в перемещениях отрабатываются в постепенно нарастаю­щем темпе в различных направлениях до образования прочного навыка. 

Отработку нижней акробатики целесообразно начинать с таких про­стейших действий, как падение на грудь, на бок, на спину и т. д. Главные требования при падениях — это их бесшумность, «мягкость», безопас­ность (падения являются элементом самостраховки) и готовность после контакта с поверхностью к любым дальнейшим действиям. Следует обра­щать внимание на ликвидацию «паразитных» зажимов мышц, не участву­ющих непосредственно в движении. 

После отработки падений изучаются перекаты и кувырки. Это более сложные упражнения, и изучаться они должны с подготовительных уп­ражнений. Например, перекат лежа начинает изучаться с переката сидя, а кувырки из положения стоя с кувырков с колена или специальных подго­товительных упражнений лежа. Далее из базовых элементов составляются (желательно самими обучающимися — для более индивидуальной прора­ботки «слабых» моментов) различные комбинации. Например, из стойки совершить падение на грудь, перевернуться на спину, сделать кувырок на­зад через одно плечо, потом через другое, выполнить падение на бок и т. д. 

Основное требование при исполнении подобных комбинаций: каждое последующее движение должно плавно и логично, не нарушая общей ме­ханики последовательных переходов, проистекать из конечной фазы пре­дыдущего. Этим нарабатывается умение управлять своим телом, чувство­вать свой ритм, а также развивается вестибулярный аппарат и простран­ственное восприятие.

После того как сформируется стойкий навык исполнения этих элемен­тов, их можно из основной части тренировки переводить в раздел разми­ночных упражнений, к качестве каковых они будут выполнять двоякую роль — и разогревать мышцы в начале тренировки и поддерживать на­вык на необходимом уровне.

На завершающей стадии изучения данной темы необходимо трени­ровать обучаемых в использовании нижней акробатики при подборе ору­жия, подручных средств и при преодолении препятствий. Препятствия можно составлять из различных спортивных снарядов (конь, козел, ска­мейки, брусья, маты и др.), если занятия проводятся в спортивном зале, или использовать штатную полосу препятствий.

2. Захваты и освобождения от них

2.1. Общие положения

Захваты являются неотъемлемой частью рукопашного боя и используются для ограничения подвижности противника, управле­ния его телом, как начальная фаза бросков, опрокидываний, обезо­руживаний, связываний и т. п. Поэтому умение освобождаться от захва­тов противника является столь же неотъемлемым условием успешного ве­дения рукопашного боя.

При этом надо рассматривать как минимум два аспекта подхода к борьбе с захватами: в первом случае — это стремление освободиться от захвата (высвободить захваченную конечность или часть тела), во втором — использование возникшей биомеханической системы из двух тел в соб­ственных целях.

Что касается действий собственно против захвата, то есть смысл рас­смотреть «локальные» действия, к примеру, при захвате запястий. Прин­ципиальным является разложение удерживающей силы на составляющие. 

В результате такого разложения на первый план выступают два условия, которые действительно имеют значение, — это направления действия и величина удерживающей силы. Дальнейшее движение будет зависеть от ориентации рук в пространстве и направлено на ограничение подвижно­сти локтевого и плечевого суставов противника. В этом отношении рабо­та против захвата запястий является очень наглядной иллюстрацией. 

Кроме того, важным моментом является создание «точки опоры» в ме­сте, где рука противника собственно совершает захват. Для этого необхо­димо «пригрузить» руки противника, опереться на них за счет толкающе­го усилия. При этом данный толчок должен совершаться ногами (!), идти от стоп, плотно опирающихся на землю.

С точки зрения механики человеческого тела, захват является внешней связью, ограничивающей число степеней свободы тела. Как уже отмеча­лось в части I, человеческое тело представляет собой сложную биомехани­ческую конструкцию с 244 степенями свободы. Однако, выполняя захват, противник ограничивает и свои степени свободы. В результате захвата происходит образование биомеханической системы из двух тел, каждое из которых в пределах образовавшейся системы решает противоположные задачи. Выполняющий захват стремится через него ограничить подвиж­ность противника, разбалансировать его конструкцию, нарушить устойчивость и в конечном итоге привести в беспомощное состояние. 

Захваченный, через полученную связь, используя прикладываемые про­тивником усилия, также стремится разбалансировать его систему, нару­шить устойчивость, разомкнуть захват и нанести при этом поражение. 

Очевидно, что выигрывает тот, кто под воздействием противника, сам в то же время действуя на него, сумеет сохранить собственную устойчи­вость, либо не допуская ее нарушения, либо восстанавливая за счет ис­пользования воздействующей конструкции противника. 

Следует отметить такое свойство находящихся в зацеплении меха­низмов, как жесткость зацепления. Это свойство предполагает, что любое перемещение элемента первого из находящихся в зацеплении механизмов обязательно будет передано в той или иной форме на элементы другого механизма. Поэтому при освобождении от захватов основное внимание акцентируется на работе с собственным телом, а не прямом воздействии на тело противника. 

Существует громадное количество возможных захватов и вариантов действия с их использованием или их разрывом. Поэтому более целесооб­разным будет рассмотрение основных принципов освобождения от захва­тов (т.е. работу собственно против захвата либо его использование в соб­ственных целях) и некоторых вариантов последующих действий. Пере­численные далее варианты не надо считать жесткими «приемами», а необ­ходимо рассматривать именно как возможные варианты решения ситуа­ции. 

2.2. Освобождение от захвата за запястья двумя руками 

Пример 1 (рис. 22)

Ситуация (рис. 22а): противник производит захват двумя руками за два запястья во фронтальном положении. 

Решение (рис. 226 — 22в): при освобождении необходимо развернуть­ся корпусом назад и вправо с одновременным опусканием центра тяжести (приседом), прикладывая руками усилие по принципу «пары сил» (правой — вытягивая противника по направлению движения правой ноги вниз, а левой — от себя по кругу вверх) (рис. 226). Освобождающийся работает корпусом и весом своего тела, а не силой рук. Руки лишь вращаются в точ­ках контакта с руками противника, стремясь накрыть предплечье против­ника (правая) и не дать ему разорвать захват до окончательного решения ситуации, либо поднять его руку (левая) и также перейти на собственный захват освободившейся рукой. Продолжая приседать и доворачивать корпус и руки, освобождающийся выводит противника из равновесия, скру­чивая его в позвоночнике (рис. 22в). Противник теряет устойчивость и падает (подробнее см. стр. 93-97, рис. 4а — 4ж). 

Рис. 22

Финал (рис. 22г): упавшему противнику наносится поражающий удар. 

Рассмотрим работу рук отдельно.

При данной ситуации (рис. 23а), в момент приседа, предплечья остают­ся на первоначальном уровне. Локти опустились и позволили более сво­бодно работать кистям рук и предплечьям. Кисть правой руки или кулак поджимается к себе (рис. 236) и проворачивается вовнутрь против боль­шого пальца держащей руки противника, а кисть левой руки проворачи­вается в противоположном направлении для возможного прихвата руки противника (рис. 23в).

Рис. 23

Все эти действия руками производятся на фоне отшагивания и разво­рота корпусом назад и вправо. Таким образом, противник «растягивается» и «пригружается» по выбранному направлению. Прихват осуществляется так, как показано на рис. 23г.

Пример 2 (рис. 24)

Ситуация: противник производит захват двумя руками за два запястья во фронтальном положении.

Решение: при возникшей ситуации освобождающийся, разворачиваясь назад и влево, приседает и сводит свои руки, проворачивая их вовнутрь к себе (рис. 24 а) и прихватывает своей правой рукой запястье правой руки противника. Таким образом, он «выключает» как можно больше степеней свободы в правой руке противника и начинает выводить его из равнове­сия. Сопротивление противника вызывает у того резкие болевые ощуще­ния в плечевом суставе. 

Для того, чтобы противник не подшагнул (а это может позволить ему «законтрить» болевое воздействие) или не согнул атакуемую руку в локте­вом суставе (что ослабит болевое воздействие), необходимо продолжить разворачивать корпус вместе с руками по направлению, задаваемому левой ногой, одновременно понижая собственный центр тяжести (рис. 24б). Про­тивник, повинуясь болевому воздействию, теряет равновесие и, скручива­ясь в позвоночном столбе, начинает падать, (см. стр. 93-97, рис. 4а - 4ж). 

Рис. 24 (Фаза I не обозначена)

Финал: после падения противнику наносится добивающий удар (рис. 24в). 

Пример 3 (рис. 25) 

Ситуация (рис. 25а): противник производит захват двумя руками за два запястья во фронтальном положении.

Рис. 25

Решение: освобождающийся подшагивает левой ногой вплотную к правой ноге противника, одновременно вращая собственную левую руку: кистью вниз — к себе, а локтем вверх — к противнику (рис. 256). В резуль­тате этого движения левый локоть освобождающегося накрывает правую руку противника. Таким образом, с противником образовался плотный контакт в районе колена и зажатого предплечья. Используя образовавши­еся рычаги, освобождающийся приседает, нажимая своим левым коленом в подколенный сгиб противника, а левой рукой направляет его локтевой сгиб за себя и вниз (рис. 25в). Правая рука идет вверх, усиливая скручива­ние позвоночного столба противника. В результате разбалансировки сис­темы противник падает (см. стр. 93-97, рис. 4а — 4ж). 

Финал: после падения противника необходимо добить (рис. 25г). 

2.3. Освобождение от болевых приемов на руку 

Пример 1 (рис. 26)

Ситуация (рис. 26а): противник пытается провести болевой прием пу­тем переразгибания локтевого сустава через свое предплечье. При этом он воздействует на руку своим предплечьем снизу вверх, вытягивая и переги­бая руку обороняющегося.

Решение: обороняющийся выпрямляет спину и нашагивает в сторону дальней от него ноги противника. Это движение позволяет снять давление на захваченную руку и ослабить болевое воздействие. 

Дальше захваченная рука начинает вращаться внутрь со стороны атаки (рис. 266) — в данном случае по часовой стрелке. Важно, чтобы смещение происходило всем телом одновременно, а не одними плечами. Благодаря этому создается жесткая конструкция и смещается центр тяжести против­ника. Держась жестко за атакуемую руку, он сам себя ограничивает в дви­жениях, сам себе мешает и, подчиняясь задаваемому движению, начинает падение (рис. 26в). Свою роль играет и правая нога обороняющегося, пе­рекрывающая направление движения, необходимое для восстановления равновесия. 

Обороняющийся приседает, продолжая вращать руку, плавно подкру­чивая ее у самой поверхности к себе (рис. 26г). Противник падает.

Рис. 26

Финал: опрокинутого противника можно добить или связать (рис. 26д). 

Пример 2 (рис. 27) 

Ситуация: противник пытается провести болевой рычаг локтя за спину (рис. 27а). 

Решение: для того чтобы освободиться от захвата, необходимо со­здать замкнутую биокинематическую цепь, т. е. в данном случае захва­тить кистью правой руки предплечье или плечо левой, плотно прижать руки к спине и выпрямить ее (рис. 27б). Этим действием ограничивают­ся степени свободы в руке противника и создается болевой рычаг на его локтевой сустав. 

Одновременно необходимо отшагнуть правой ногой (рис. 27в) и раз­вернуться назад и вправо всем телом. Таким образом смещается центр тя­жести противника и он, не справившись с потерей равновесия, опрокиды­вается (см. стр. 93-97, рис. 4а — 4ж). 

Рис. 27

Финал: после этого противника можно добить (рис. 27г). 

Пример 3 (рис. 28) 

Ситуация: противник пытается провести болевой рычаг на лучезапяст­ный сустав, для чего он фиксирует локоть обороняющегося упором в свой живот (рис. 28а). 

Решение: Для освобождения необходимо, нашагивая на атакующего левой ногой, развернуться лицом к противнику, одновременно нанося удар пальцами левой руки в глаза (рис. 286). Атакуемая рука выходит из упора в живот вслед за развернувшимся телом (рис. 28в), чем снимается и болевое воздействие на кисть. 

Продолжая начатое движение освобождающийся вращается за от­шагиваемой правой ногой, приседает, воздействуя на противника по принципу «пары сил» («левая рука — глаза, правая рука — плечо») (рис. 28г). Противник не справляется с потерей устойчивости и падает (см. стр. 93-97). 

Рис. 28

Финал: упавшего противника остается добить (рис. 28д). 

2.4. Освобождение от захватов за шею (горло) 

Пример 1 (рис. 29) 

Ситуация: противник проводит удушающий захват за шею (рис. 29а). 

Решение: необходимо немедленно уменьшить удушающий эффект зах­вата. Для этого нужно прихватить атакующую руку за локоть своей левой рукой и сдвинуть локтевой сгиб противника себе на кадык. Этим умень­шится давление на сонную артерию, которое обеспечивает основную опас­ность данного захвата. Одновременно правой рукой прихватить противни­ка за воротник (или за волосы, плечо), а затем, приседая и выпрямляя спи­ну, восстановить собственное равновесие (рис. 296). 

После этого, создав точку опоры в своем правом плече и приподняв его, применить принцип «пары сил» (локоть — воротник или волосы) и начать опрокидывать противника (рис. 29в). 

Рис. 29

Финал: в момент падения, не разрывая контакта с противником, добить его (рис. 29г). 

Пример 2 (рис. 30) 

Ситуация: противник проводит удушающий захват за шею (рис. 30а). 

Решение: необходимо немедленно уменьшить удушающий эффект зах­вата. Для этого правой рукой сдвинуть сгиб локтя противника себе на ка­дык, а левой прихватить его (противника) за угол челюсти (горло, веко, угол рта и т. д.). Одновременно для восстановления своего устойчивого положе­ния нужно присесть, выпрямляя спину (рис. 30б). После этого, применяя «пару сил» (захваченный правой рукой локоть — голова) и ограничивая пе­редвижения противника своим выставленным и развернутым коленом, на­чать опрокидывать его (рис. 30в). 

Рис. 30

Финал: после падения противник добивается (рис. 30г).

Пример 3 (рис. 31 ) 

Ситуация: противник проводит захват за горло двумя руками во фрон­тальной позиции (рис. 31а). 

Решение: целесообразно нанести удар в болевую зону (в данном случае — в солнечное сплетение) (рис. 316). После этого прихватить правой рукой правый локоть противника и одновременно, развернувшись правой ногой назад, при-I фаза сесть и прихватить левой рукой волосы противника (рис. 31в). Дальше «растя­гиваем» противника по направлению применяемой «пары сил» (локоть — го­лова) вслед за отшагиваемой левой ногой освобождающегося (рис. 31 г). 

Рис. 31

Финал: потерявший устойчивость и упавший противник добивается. 

Пример 4 (рис. 32) 

Ситуация: противник проводит захват за горло двумя руками во фрон­тальной позиции (рис. 32а). 

Решение: Защищающемуся необходимо, нанося отвлекающий удар правой ногой в коленный сустав левой ноги противника и прихватывая левой рукой за предплечье, кисть, локоть или плечо правой руки против­ника, потянуть его на себя и вниз. Одновременно развернуться корпусом влево и правой рукой воздействовать на предплечье, локоть, плечо, подбо­родок или глаза противника от себя вверх, т. е. применить «пару сил», в данном случае: локоть правой руки — плечо левой руки (рис. 32б). 

Продолжая приседать и разворачиваться, освобождающийся оконча­тельно выводит противника (его центр тяжести) из положения равнове­сия, и тот начинает падать (рис. 32в). 

Рис. 32

Финал: упавший противник добивается (рис. 32г). 

Пример 5 (рис. 33) 

Ситуация: противник проводит захват за горло двумя руками во фрон­тальной позиции (рис. 33а). 

Решение: защищающийся наносит удар в болевую зону (уши) (рис. 33б), после чего кисть руки противника фиксируется в месте захвата, т. е. создается точка опоры. Одновременно вращением другой руки (левой) вверх и вниз производится защемление сухожилий кисти и предплечья (рис. 33в). Кроме того, вращение руки «выключит» свободу локтевого сус­тава и не позволит согнуть руку. Эти действия сопровождаются одновре­менным разворотом (в данном случае: назад и вправо) и приседанием, по­нижающим центр тяжести (рис. 33г). Противник, подчиняясь болевому воздействию на запястье и вовлеченный в движение разворотом тела ос­вобождающегося, падает (рис. 33д) (см. стр. 93-97).

Рис. 33

Финал: опрокинутого противника необходимо добить.

Таким образом, рассмотренные примеры позволяют выделить два ос­новных способа освобождения от захватов:

- размыканием захватов с помощью рычагов, обеспечивающих при­ложение собственного усилия на плече, в несколько раз превосходя­щем плечо усилия захвата;

- разбалансировкой противника, нарушением его равновесия, приве­дением его в положение, заставляющее освободить захват для вос­становления равновесия либо самостраховки при падении. 

Эти способы в зависимости от обстановки и варианта захвата можно использовать в чистом виде или в сочетании друг с другом. 

Следует обратить особое внимание, что характерным элементом техни­ки освобождения от захватов в данной системе является использование энергии движений, применяемых для выхода из захватов в целях проведе­ния дальнейших контратакующих действий. 

2.5. Методические приемы для наилучшего усвоения темы

При первичном введении в данную тему преподавателю необходимо рассказать обучаемым о том, что захваты по своему характеру и функции подразделяются на:

- сковывающие движения;

- болевые;

- удушающие. 

Отсюда и следуют способы их применения. Далее преподаватель на примерах должен продемонстрировать практическое применение прин­ципов, изложенных в теоретической части данной книги: применение всех трех типов рычагов (рычаги I, II, III родов), использование принципа «пары сил», расположение болевых точек и зон активного поражения на теле противников различного конституционального склада. Необходимо показать способы и направления усилий, позволяющие вытягивать суста­вы (в первую очередь — крупные суставы рук) из суставных сумок, под­робно объяснить, как ограничиваются при использовании различных ры­чагов степени свободы захваченной конечности. Особенно это важно при использовании различных типов болевых захватов. После этого обучае­мые должны тренироваться в правильном применении захватов.

Освобождения от захватов целесообразно начинать с освобождения от учебных (с практической точки зрения) захватов за руки — двумя ру­ками за два запястья, одной рукой за запястье (одноименные и разно­именные захваты), двумя руками за одно предплечье. В каждом конкрет­ном случае преподаватель должен акцентировать внимание обучающих­ся на механике освобождения, правильном применении рычагов, т. е. де­монстрировать расположение точки опоры в захвате противника, точки приложения сил, плечо каждой из прикладываемых сил, их вектора, а за­тем логично продолжать теоретическое раскрытие материала практи­ческим использованием способов выведения противника из равновесия. 

Например, при захвате за кисти рук, для того чтобы вывести противни­ка из равновесия, надо вовлечь его в движение разворотом своего тела, совмещенным с приседом на необходимый уровень. Направление, угол разворота и уровень приседа выбираются в зависимости от захвата про­тивника, дистанции до него и положения тел. Одновременно с этими движениями необходимо прихватить держащую руку противника (в данном случае кисть) и выключить все степени свободы в звеньях этой руки (кисть — предплечье — плечо), вытягивая суставы из суставных сочленений и скручивая их (запястье — локтевой сустав — плечевая сумка). Важным моментом при этих действиях является сохранение ус­тойчивости и геометрии собственной стойки. Благодаря устойчивому положению и правильному использованию перемещений собственного центра тяжести, боец наиболее оптимально расходует энергию, выпол­няя основной объем работы не силой рук и мышц плечевого пояса, а правильным использованием массы тела.

Объясняя и показывая механику освобождения от захватов, препо­даватель должен акцентировать внимание и на применении принципа «пары сил», который создает дополнительный крутящий момент и в ко­нечном итоге опрокидывает противника. 

Подобное соединение практического показа с теоретическим обосно­ванием движений позволяет с первых же занятий сформировать у обуча­ющихся «видение» правильного направления вывода из равновесия про­тивника. 

Обязательное требование при отработке данного вопроса: захваты пер­воначально надо держать свободно, чтобы дать возможность напарнику «прочувствовать» правильное направление приложения усилий при уп­равлении телом противника и лучше понять применение законов механи­ки при освобождении. 

Отрабатывать освобождение от захватов необходимо не более 5-7 раз на один захват, чтобы исключить возможность появления жесткого динами­ческого стереотипа. 

По мере усвоения учебного материала в тренировочную работу начи­нают вводиться более «реальные» захваты (за руки, за ноги, за одежду, за голову, за волосы, за корпус и т. д.), причем захваты при подобной работе должны использоваться и как сковывающие движения, и как болевые и удушающие. 

После того как обучаемые научатся проводить захваты и освобождения от них в статическом положении, необходимо сразу переходить на отра­ботку учебного раздела в динамическом варианте, отводя на каждом заня­тии время для закрепления навыка методами «потока» и круговым спосо­бом. 

Постоянно надо обращать внимание обучающихся на ключевые мо­менты: понижение собственного центра тяжести путем «подсаживания», выключение свободы суставов противника путем скручивания по длин­ным осям, сохранение свободы собственных движений, гибкость и вариа­тивность работы. 

Необходимо все время обращаться к материалу на стр. 93-97 (рис. 4а — 4ж), схемам на стр. 113,116. Кроме того, при показе каждого технического действия необходимо разъяснять и демонстрировать рычаги, точки опо­ры, направление прилагаемых сил. 

Кроме того, после нескольких первых занятий целесообразно введение (в зависимости скорости усвоение темы группой темы) дополнительных тактических требований, а именно: воздействие по болевым зонам и точ­кам, психологическое воздействие. Подобное воздействие должно опи­раться на одно из основных тактических правил: перед тем как начать ос­вобождаться, надо отвлечь внимание противника каким-либо отвлекаю­щим ударом или защемлением, криком или другим действием. 

Преподаватель должен постоянно напоминать обучаемым о том, что при захватах и освобождении от них во время тренировок воздействие на болевые зоны и точки должно быть несильным и кратковременным. Эф­фективность воздействия нужно оценивать по болевым ощущениям на­парника. Методически оправдано, чтобы напарник сам сигнализировал о возникновении болевых ощущений, но не ранее чем они приблизятся к порогу переносимости боли. 

Помимо вышеназванного, от обучаемых необходимо постоянно тре­бовать добивания опрокинутого, упавшего противника. Последнее требо­вание сохраняет свое значение как при отработке этой темы, так и при от­работке всех последующих. Такое требование приучает к обязательному доведению рукопашной схватки до логического конца (до летального ис­хода или выведения противника из строя временно). Нельзя забывать: даже смертельно раненный враг — опасен.