Найти тему
Игры миллионов

Как известные бренды работают со спортсменами

Уверен, что многие, сталкиваясь с рекламой новых кроссовок, часов, одежды, сервиса - и многих других продуктов - задавали себе вопрос:

"А каким образом спортсмены (или иные знаменитости) работают с брендами? Какие условия контракта? Получает ли он вагон этих чипсов бесплатно?"


За время своей работы, я поработал (и рад продолжать работать) с множеством как известнейших (FIFA Чемпионат Мира по футболу, Coca-Cola и др.) на весь мир, так и локальных, брендов, связанных с одеждой/продуктами питания/сервисами/аксессуарами/услугами и т.д.

Что важно знать в первую очередь: у каждой из сторон - свой интерес. Естественно, у атлета главный интерес - деньги. Затем уже такие вещи, как свое продвижение за счет бренда, а также "плюшки" в виде предоставления товаров бренда.

В чем интерес бренда? Также достаточно просто: атлет - кумир тысяч, если не миллионов людей, у него/нее есть своя гиперлояльная аудитория, которая так интересна бренду (а точнее - ее кошелек и лояльность, будем честны).

атлет-суперзвезда и мировой бренд - идеальная комбинация для успешного проекта
атлет-суперзвезда и мировой бренд - идеальная комбинация для успешного проекта

Что важно знать дальше: как спортсмены бывают разного уровня, так и бренды бывают мировыми, национальными, региональными и совсем маленькими. По своей работе могу сказать, что бренд, в 2019-м году, делит своих амбассадоров на несколько уровней:

глобальный (атлет - суперзвезда),
локальный (атлет перспективный, набирает популярность) и
нишевой (атлет популярен лишь у аудитории Х лет в городе Y...)

У часов Tag Heuer, например, партнерские контракты с "Манчестер Юнайтуд", Матсом Хуммельсом, множеством футбольных, вело-, авто-соревнований, Крисом Хэмсфертом (Тор из фильмов Marvel) и многими крутыми ребятами локального уровня из экстремальных видов спорта и т.д. И это правильно - разнообразие уровней и сфер спорта и лайфстайла. Для того, чтобы еще больше людей узнало о бренде часов и захотело их купить.

сейчас почти любой бренд может эффективно продвинуть себя с помощью спорта
сейчас почти любой бренд может эффективно продвинуть себя с помощью спорта

Что важно знать еще: условия взаимодействия делятся от уровня партнёрства - чем выше уровень атлета и бренда, тем круче, индивидуальнее и подробнее условия партнерства. И, конечно же, дороже.

На локальном уровне бренд даст атлету продукт и обяжет выложить в инстаграм 10 постов с рассказом о продукте + посетить мероприятие бренда дважды за год.

На более высоком - начнет приплачивать деньги, вовлекать в запуски своих продуктов, предоставляя их уже в больших количествах.

И для совсем топов контракт насчитывать страниц 30-40, много штрафных санкций в случае угрозы репутации бренду, десятки случаев расторжения контракта, большие денежные выплаты амбассадору, совместные коллаборации - и, конечно же, пункт о том, что другими брендами пользоваться нельзя.

Коммерческая тайна, зависимость от спортивных результатов (знаю, что у многих, даже не самых топовых футболистов РФПЛ, к примеру, прописаны бонусы за звание лучшего бомбардира турнира, голы в еврокубках - хотя они могут в них никогда и не сыграть), штрафные санкции, обязательное участие в мероприятиях и проектах - неизменные атрибуты в таких контрактах.

Мария Шарапова рисковала потерять всех своих спонсоров во время допингового скандала - и контракты с некоторыми были действительно приостановлены/разорваны, но часть брендов осталась со спортсменкой и по сей день.

решения компаний-спонсоров Марии Шараповой во время допингового скандала
решения компаний-спонсоров Марии Шараповой во время допингового скандала

Что важно знать в итоге: в мире микроинфлюенсеров, блоггеров и тысяч брендов, спорт является той сферой, в которой можно активировать почти любой продукт. Атлет, спортивная команда, федерация или лига могут помочь продвинуть любой товар на масштабную аудиторию из-за своей ключевой особенности: эмоциональной привязки, которую дает спорт. И это усиление будет нарастать.