Картину в мазе,то есть кладовке для продуктов,первым обнаружил Сергей.
-Слушай,там вроде какой-то ...ну,этот ...Пиросмани висит.В общем, мазня,но красками на холсте. Давай посмотрим.
Мой супруг, конечно, выдающийся "знаток" изобразительного искусства.
За стеллажом, уставленным бесчисленными банками с компотами,туршией и маринованными перцами, действительно висела какая-то картина.Разумеется,без рамы и даже без подрамника.Просто холст,прибитый гвоздиками к стене.Для того, чтобы его достать, надо было отодвинуть стеллаж,а для того,чтобы отодвинуть стеллаж,надо было снять банки.Я решила отложить это мероприятие на потом.Всей этой консервации было неизвестно сколько лет, есть её было нельзя,а вот сами банки вполне могли пригодиться.Я просто не понимала наследниц бабы Вески - почему они оставили пропадать столько еды,причём домашней и явно вкусной. Странные женщины.
Кстати ,эти странные женщины нанесли нам визит примерно через неделю после того, как мы с мужем уже вселились в дом.Оказывается,они хотели забрать фамильные фото и кое-что из имущества покойной матери.Потрясающе - за много лет ,прошедших после кончины бабы Вески, у них не нашлось времени это сделать.А тут- дом продан, деньги ими получены, в доме живут другие люди,а они являются.Пришлось объяснить,что почти все их фамильные фото оказались покрыты плесенью и теперь находятся на местной мусорке, уцелело только фото бравого кавалериста начала 20-го века и ещё пара фотографий.А вещи- пусть забирают,что хотят.Наверное, я была не слишком любезна,поскольку дамы быстренько взяли сохранившиеся фото и какую-то посуду и тут же удалились восвояси.
А потом в том же мазе мы с Сергеем обнаружили кожаные армейские сапоги.Судя по всему-кавалерийские.Шпоры ,конечно, отсутствовали ,а сами сапоги были латаные-перелатаные.Похоже,они и принадлежали когда-то тому бравому кавалеристу,изображённому на фото.
-Да, делали же раньше обувь- сносу не было ,- не без зависти констатировал Серёжка,-Служила ,как медный котелок.Этим сапогам лет сто как минимум,а они до сих пор живы.
Примечательно, что медный котелок,лужёный оловом , мы потом тоже нашли. Точнее,даже котёл- литров на десять.Он был совершенно цел, только медь стала тёмной от времени.Потом такие котелки разного объёма я видела в селе не раз,да и в музее нашего села имелся похожий.
А вот над одной вещью нам с Сергеем пришлось поломать голову.Палка длиной чуть больше метра,отшлифованная и покрытая лаком.К верхней части привязан тонкий шнур с костяной пластинкой.Мы думали-гадали и в концев-концов решили,что это что-то вроде бутафорского меча ,а шнур с пластинкой- украшение рукояти.Может, такие мечи были частью мужского костюма?
Когда же я отнесла меч в музей,заведующая Цонка сказала, что это всего-навсего прялка.На верхнюю часть надевается ком шерсти,прихватывается шнуром ,а пластинка нужна для фиксации нити.
Кавалерийские сапоги я тоже отдала Цонке. Не знаю,нужны ли они были музею или нет.Так ,на всякий случай.
А до картины за стеллажами в мазе я добралась только летом следующего года,когда мне потребовались банки для своих сезонных заготовок.И вот-стеллаж наконец-то отодвинут и взору открывается дивное полотно.
-Я же говорил,что там почти Пиросмани,-заявил мне супруг,- А ты не верила.
Ну,да,образец т.н."примитивного искусства".И холст без грунтовки, и краски не масляные, а малярные.Какой-то неизвестный художник-самоучка и его представления о прекрасном.Слышала,в России в послевоенное время на базарах тоже продавались подобные картины и ведь люди их покупали, чтобы украсить свои дома в то бедное и тяжёлое время.Только видеть таких картин мне как-то не довелось- ни в домах,ни в музеях.Наверное, став жить побогаче, люди их просто повыбрасывали.
А Цонка,увидев картину, сказала, что это-ковёр."Килим" по-болгарски.На стену вешать.
Ну,килим-так килим. Какая разница.
Потом в местной газете "Сунгурларски вестник" даже напечатали маленькую заметку,что,дескать,я помогаю музею пополнять фонды,но,по-моему,кроме Цонки и меня эту заметку никто и не читал.
А муж сказал,что,оказывается,и я иногда приношу пользу обществу.