Раньше, когда я слышала имя Эрик, я вспоминала свой любимый анекдот:
Белая лошадь заходит в бар. Бармен ей говорит:
- А у нас есть напиток, названный в вашу честь.
Лошадь уточняет: - Эрик?
Теперь главный Эрик для меня - Эрик Булатов - живой классик и один из самых дорогих постсоветских художников.
Слово и плоскость
Эрика Булатова считают одним из зачинателей сразу нескольких новых жанров в мировом искусстве - русского поп-арта, фотореализма, соц-арта и московского концептуализма. Отличительная особенность всех его работ - соблюдение общего принципа: реалистично написанная плоскость, в которую врывается полиграфический гладкий текст. Этот текст всегда несет дополнительную смысловую нагрузку. Он либо не пускает зрителя в картину, либо, напротив, выступает связующим звеном между произведением и смотрящим.
Одна из хрестоматийных работ Булатова - "Слава КПСС". Кто-то увидит в этой картине пост-иронию, кто-то - намек на советский плакат и идеологическую направленность. Но сам художник отмечал, что на первом месте для него всегда живопись.
Добиться того, чтобы эти красные буквы не прилипали к облакам, чтобы между ними было расстояние, дистанция, и это мы должны были понимать не умом, а просто ощущать.
Э. Булатов
Совершенствуя технику живописи Булатов не мог не прийти к фото-реализму. Одна из поздних работа «Картина и зрители» изображает экскурсантов в зале Третьяковской галереи, которые стоят перед «Явлением Христа народу» Александра Иванова. Он не просто смог с феноменальной точностью повторить шедевр Иванова, но и выстраивает особую модель восприятия, разрушающую границу между реальность и вымыслом, и провозглашает диалог современного и классического русского искусства.
Если эта живопись актуальна до сих пор, представляете как неуместна она была в СССР? Вместе с другими представителями московского концептуализма Ильей Кабаковым и Олегом Васильевым в самом начале карьеры Булатов работал художником-иллюстратором в "идеологически выверенном" издательстве "Детгиз". Эта работа была и надежным источником куска хлеба с маслом, и позволяла мастеру творить в нерабочее время то, что он действительно хотел.
Еще в 1960-е Булатов экспериментировал со стилями, определившись к началу 1970-х с темой и масштабностью полотен. В СССР картины Эрика Владимировича попадали под цензуру, но в тот же период начались проводиться многочисленные зарубежные выставки, которые принесли мастеру международное признание.
К концу 80-х за Эриком Булатовым закрепляется репутация «художника перестройки». В это время создается одна из программных работ - "Закат". Вместе с закатом недружественного режима художник покидает страну.
Сегодня Эрик Булатов живет на два дома - в Москве и Париже. Ему принадлежит статус живого классика, а картины продаются за миллионы долларов.
В 2018 году Анатолий Малкин снял документальный фильм «Живу и вижу» о жизни и творчестве Эрика Владимировича. Я очень рекомендую фильм к просмотру - не только потому что он про великого художника. Просто приятно иногда послушать взрослого не выжившего из ума собеседника.
Спасибо, что дочитали!
Рекомендую также: