Отдать тело усопшего родственника на растерзание диким зверям, превратить в мумию или того ужаснее – вырезать сердце и сжечь. Этими и другими жуткими способами хоронили мертвых народы Камчатки и Чукотки в древности. Итак, начнем от наименее пугающих ритуалов к наиболее шокирующим.
Похоронный обряд у эвенов, на первый взгляд, не кажется страшным. Перед погребением покойника одевали в лучшее платье, укладывали на деревянный помост и ставили на деревья и столбы. Затем импровизированный гроб и деревья окроплялись кровью тут же заколотых оленей. Иногда несчастных животных не закалывали, а душили. Жутковато было оказаться в лесу, где находилось такое подобие кладбища.
Практиковали оставление трупа и коряки. Тело могли бросить в лесу, тундре или пещере. Так же поступали и эскимосы.
Разительно отличался от других народов Камчатки погребальный обряд у ительменов. Как писал С. Крашенинников, этнос вытаскивал трупы из юрты и бросал на съедение собакам. Считалось, что тот покойник, который будет быстрее сожран «друзьями человека», в загробном мире будет ездить на хороших собаках.
Обычай настолько ужаснул путешественников Второй Камчатской экспедиции, что по ходатайству Витуса Беринга российский император его запретил.
Ительмены очень боялись покойников. Стоило кому-то тяжело заболеть, как сородичи живым отдавали его собакам на съедение или бросали в жилище, где он также становился пищей для голодных животных. Об этом в «Описании земли Камчатки» пишет Георг Стеллер. Иногда больные сами уходили в лес, где умирали от голода или диких зверей.
Младенцев хоронили в дуплах деревьев без всяких обрядов.
Пожалуй, самыми шокирующими были похоронные обряды чукчей и алеутов. На научном языке они называются декарнацией, а по сути представляют собой разделку трупа. Суть обычая состояла в том, что с тела срезались мягкие ткани и завяливались. Зачастую засушенная мертвечина становилась пищей для сородичей. Таким способом, по поверьям, мертвый предок сохранялся в роде. Причем тела врагов в пищу не употреблялись, поскольку считались опасными.
Со знатными покойниками алеуты поступали по-другому. Их мумифицировали и хоронили в пещерах в сидячем положении. С богачами на тот свет зачастую отправляли и их рабов.
В «Русском антропологическом журнале» в 1900 году описывался и другой абсолютно дикий по меркам европейца ритуал чукчей: «Покойника увязывают на санях, запрягают оленей и везут на указанное место, где закалывают оленей, кусками которых окутывают покойника, сняв с него всю одежду. Когда труп совершенно окутан, ближайший родственник перерезывает ему горло и потом вскрывает грудь, стараясь вытащить наружу или обнажить часть сердца и печени. Эта операция производится в рукавицах и притом нужно стараться не прикасаться к трупу руками. После этого труп покидается в поле на добычу волкам и песцам».
Практиковалась у чукчей и кремация тела. Сжигание на костре обычно осуществлялось, если человек умер по «обычаю добровольной смерти» или погиб в бою.
Об «обычае добровольной смерти» стоит сказать отдельно. В тяжелых условиях Крайнего Севера, в отсутствии современной медицины в древности практиковался обычай «добровольной смерти» стариков, ставших обузой для родственников. Решившего отправиться на тот свет должны были заколоть или задушить по его собственному выбору родственники. Перед этим ему устраивали прощальный пир.
Но с наступлением XX века эти страшные обычаи канули в лету. Сегодня аборигены кремируют или хоронят усопших в земле. О прошлом напоминает лишь сохранившаяся традиция у некоторых северян оставлять с покойником предметы, которые могут ему понадобиться в загробном мире – от ножей до сотовых телефонов.