Первый футбольный сезон после Чемпионата мира завершился. Как наследие мундиаля повлияло на посещаемость основных клубов?
Накануне чемпионата мира по футболу мы рассматривали посещаемость домашних стадионов в городах, принимавших игры главного турнира 2018 года. В сезоне 2016-17 эта картинка выглядела не очень оптимистично:
Уже тогда было понятно, что заполнить новые стадионы будет крайне сложно. Но оставалась надежда, на то, что новая спортивная инфраструктура способна привлечь новых зрителей. Первый сезон после чемпионата мира завершен и можно подвести промежуточные итоги того, как используется наследие мундиаля.
По итогам прошедшего сезона посещаемость большинства клубов на домашней арене заметно выросла. Исключение - Спартак, который провалил текущий сезон и незначительно сократил число зрителей на трибунах. Но и Открытие-Арена была построена еще в 2014 году. Незначительный рост показателей Рубина также объясняется невнятными результатами в сезоне и тем, что Казань-Арена была построена еще в 2013 году.
Наибольший прирост зрителей на матчах показал Зенит, заметно выросла посещаемость в Ростове-на-Дону, в Волгограде, Нижнем Новгороде, Самаре и Екатеринбурге.
Несмотря на рост посещаемости, разрыв между текущим интересом к футболу и вместимостью арен огромный.
Заполняемость трибун на большинстве стадионов остается на низком уровне. Лишь несколько команд могут обеспечить стабильную загрузку спортивной инфраструктуры на уровне 60% и выше. ФК Урал достиг этой цифры только с учетом того, что она рассчитана исходя проектной вместимости около 25 тыс. человек (текущий показатель 35 тыс. снизится после разбора "приставных" трибун ). Показатели большинства команд провальные.
Наращивать дальше число зрителей на трибунах будет крайне сложно. Рост посещаемости в прошедшем сезоне обеспечили не только фанаты и болельщики со стажем. Многие приходили чтобы оценить наследие Чемпионата мира. Удержать их на трибунах в следующем году будет сложнее.
Российские футбольные чиновники делают все, чтобы большинство матчей чемпионата России проходило в холодный период. Но сегодня, для того чтобы удержать зрителей, крыши над современными трибунами уже недостаточно, а делать полноценное шоу в дни матчей многие не научились даже при хорошей погоде.
Если вам интересны темы рынка жилья и городской экономики подпишитесь на Дзен и на Телеграм-канал.
Михаил Хорьков,
Уральская палата недвижимости
05.06.2019