В восточной части полуострова Крым есть небольшое село Борисовка. В своем названии оно хранит память героическом летчике Михаиле Алексеевиче Борисове, чье имя навечно зачислено в списки воинской части, в составе которой он сражался. 10 августа 1942 года — он совершил в воздушном бою два тарана, второй на уже горящем самолете.
Простой деревенский паренек Михаил Борисов приехал в 1931 году в столицу из небольшого села Топтыково Раненбургского района Рязанской области (ныне Чаплыгинский район Липецкой области), где появился на свет 11 ноября 1917 года. Страшное было то время. Семья Борисовых была бедняцкой. Михаил решил искать счастье в большом городе. В Москве он устроился на работу учеником столяра. А через семь лет его призвали в РККА. Красной Армии были нужны грамотные офицеры — артиллеристы, летчики, пехотинцы, моряки. В то время молодежь грезила подвигами Чкалова, Байдукова, Громова, Леваневского, Водопьянова. И Михаил поступил во 2-ю Борисоглебскую военную авиационную школу, носящую имя его кумира В. П. Чкалова. После ее окончания он был направлен в Белорусский военный округ. Ему неоднократно приходилось подниматься в небо, патрулируя границу.
Часто в пределы СССР вторгались самолеты с крестами. Был дан строжайший приказ, вплоть до угрозы военного трибунала, не трогать эти самолеты, потому что 23 августа 1939 года был подписан пакт о ненападении между Советским Союзом и фашистской Германией. И сталинские соколы вынуждены были отступать перед наглым врагом, нарушавшим нашу границу. В декабре 1939 года в составе звена Борисов на своем «И-16», как обычно, патрулировал границу. И неожиданно, нарушив ее, в наши пределы вторгся немецкий самолет «Ju-88». Михаил начал преследовать его и сумел посадить на нашей территории самолет с черными крестами. Немецкие авиаторы божились, что они заблудились, потеряли ориентировку. Над Борисовым нависла угроза — ему грозил трибунал. И спасло его то, что немцы не успели уничтожить пленку. А на ней были сняты наши аэродромы, укрепления...
Тем не менее нашего смелого летчика... уволили. И стал Борисов работать инструктором во Фрунзенском аэроклубе столицы. А вскоре грянула война. Отец двоих маленьких детей подал заявление с просьбой отправить его на фронт, где не хватало летчиков. Но его, уже имевшего за плечами большой опыт, отправили во 2-й запасной авиаполк ВВС Военно-морского флота — инструктором. Молодых, зеленых ребят надо было обучать. А он пишет рапорт за рапортом об отправке на фронт. И он добился своего. В марте 1942 года Борисова зачислили в 62-й авиационный истребительный полк Черноморского флота командиром звена. Боевые вылеты начались в июле.
К началу августа 1942 года на боевом счету Михаила Алексеевича было два сбитых бомбардировщика и один истребитель Ме-109.
10 августа 1942 года выдалось солнечным. Младший лейтенант Борисов и его ведомый — сержант Василий Холявко возвращались на свой аэродром. Боевая операция прошла благополучно. Впереди был непродолжительный отдых, а затем вновь — в небо. В наушниках неожиданно раздался голос Бати — так летчики за глаза окрестили своего командира 62-го истребительного авиаполка. Он сообщил, что на Новороссийск идут пять немецких бомбардировщиков. «Встретим», — спокойно ответил Борисов. Михаил решил перехватить «хейнкелей» и не допустить к городу. Немцы летели уверенно, не прячась в облаках. И появление двух «ЛаГГ-3» было для них неожиданным. Советские летчики сразу же атаковали опешившего врага. Михаил первым обстрелял ведущего и вырубил один из его моторов. Холявко сумел подобраться к замыкающему строй бомбардировщику и полоснул по его бензобакам. Самолет загорелся моментально, едва сержант успел отвалить от него, как он взорвался.
Опомнившись, немцы решили расправиться с двумя нашими асами. Один из фашистов сумел поразить самолет Борисова. Он загорелся. Пытаясь сбить пламя, Михаил набрал высоту. Но самолет продолжал гореть. И тут Борисов увидел «хейнкеля». Он нажал на гашетку пулемета. Но тот молчал. Не раздумывая, смело бросил свой истребитель на вражеский самолет. Немецкий бомбардировщик развалился на части и стал падать. Стал падать и самолет Борисова. Пламя подбиралось к кабине летчика. Но Михаил приметил еще одного «хейнкеля». Собрав все силы, он бросил свой горящий, покалеченный истребитель на вражеский самолет. Раздался страшный взрыв. Смешались в небе обломки самолетов. А внизу голубело синее море. Ярко светило солнце. Так хотелось жить! Но крестьянский сын из рязанского села Топтыково Михаил Борисов, отец двух малолетних сыновей, жертвуя своей жизнью, не допустил врага к городу. Не посыпались немецкие бомбы на головы детей, женщин, стариков.
Подвиг Борисова — его двойной таран, не имевший аналога, потряс однополчан. В тот день, 10 августа 1942 года, они совершили по три-четыре боевых вылета, сбили 19 гитлеровских самолетов. Это была своего рода тризна по боевому товарищу. Гитлеровцы дорого заплатили за гибель отважного сокола. И по сей день героический подвиг М. А. Борисова незабываем. Он остается примером героизма и мужества во славу Отечества. 6 мая 1965 года — накануне 20-й годовщины Победы советского народа над фашистской Германией, М.А. Борисову было посмертно присвоено высокое звание Героя Советского Союза. Золотую Звезду Героя и орден Ленина вручили вдове Михаила Алексеевича и его сыновьям.
⭐⭐⭐
ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ? ПОДПИСКА, ЛАЙК И РЕПОСТ БУДУТ ЛУЧШЕЙ БЛАГОДАРНОСТЬЮ 🙂